Главная » Статьи » Мои статьи |
В наши дни звукозапись становится все более и более доступным занятием. Последние 10 – 15 лет на просторах нашей страны появляется все больше студий, которые разные по задачам, целям, подходам, бюджету, наконец. А с возникновением лет 8 – 10 назад специализированных компьютерных программ и плат этот процесс и вовсе превратился в гонку. Беглый взгляд даже на мою электронную корреспонденцию позволяет сделать вывод, что этот процесс нескончаем. Не успели построить студию в одном городе, как уже начинается строительство в другом, а в третьем в это время согласовывают бизнес-план. Компьютеры действительно сделали звукозапись доступной. Комплект из компьютера, звуковой карты, микрофона и MIDI-клавиатуры стал едва ли не «джентльменским набором» музыканта. В каком-то смысле – это хорошо, ибо дает музыкантам больше простора для реализации своих идей. Гораздо хуже, когда такой комплект пытаются представить как «студию звукозаписи», используя при этом лозунг: «Качество на хитовость не влияет!». Все больший процент записей (и даже так называемый «мастеринг»!) действительно делается буквально «на коленях». Поэтому сейчас затруднительно однозначно сказать, чего больше – пользы или вреда – принесла такая доступность. Но то, что работа подобных «наколенников» не идет на пользу звукозаписывающей индустрии, факт. Отчасти такая ситуация провоцируется и некоторыми выскочками-продюсерами. Вот случай из моего опыта. Однажды мы с моим другом аранжировщиком Дмитрием Зайчуком «причесывали» дома демозапись его аранжировки для одного очень известного исполнителя. Особых требований к себе мы не предъявляли, так как это был всего лишь демонстрационный материал. Аранжировка делалась на компьютере с использованием платы SB Live и внешнего Proteus-2000. И все. Результат работы был записан на мини-диск. Каково же было наше удивление, когда мы услышали эту работу на компакт-диске, вышедшем большим тиражом! По-моему, комментировать здесь нечего. К сожалению, многие люди не видят принципиальной разницы между помещением со звукозаписывающим оборудованием (пускай даже профессиональным) и таким понятием, как «студия звукозаписи». В связи с этим предлагаю сначала определить границы нашего цикла статей. Этот материал рассчитан на людей, которые не только знают эту разницу, но и хотят построить или реконструировать свою студию и при этом вложить деньги и средства с наибольшей эффективностью. Поэтому и речь пойдет исключительно о тех наиболее типичных проблемах, которые приходится решать, начиная с выбора помещения под студию и заканчивая ее дизайном. Вопросы организации работы студии и нюансы общения с музыкантами здесь обсуждаться не будут. Потребность в данном цикле статей назрела уже давно. До недавнего времени практически не было доступной и понятной литературы или материалов на русском языке на эту тему. А большинство публикаций, которые мне приходилось встречать во время «путешествий» по Internet, изобиловали довольно серьезными неточностями. Встречались и такие статьи, авторы которых – у меня возникало такое ощущение – вроде бы как умышленно намеревались запутать читателя или запугать его обилием формул, цифр и таблиц. Я не ставлю перед собой задачу сделать всех читателей проектировщиками студий, да и вряд ли этого возможно добиться простой публикацией цикла статей, пускай даже очень обширного. Ведь основным обучающим фактором в этой специальности является практический опыт, который словами или статьями передать трудно. Кроме того, при принятии многих решений проектировщик студии руководствуется не только знаниями, но и интуицией, которая в значительной мере определяется именно его практическим опытом. Тем не менее мы постараемся как можно более полно осветить круг «околостудийных» проблем и подсказать основные направления в их решении. Очень часто при строительстве очередной новой студии делаются одни и те же ошибки, повторяются одни и те же заблуждения. На то есть объективные и субъективные причины. И дефицит специализированной русскоязычной литературы на эту тему – одна из таких объективных причин. Но есть причины и сугубо субъективные, на некоторых из которых я немного остановлюсь. Одна из особенностей менталитета наших людей заключается в их всенародной любви к «шаре» и безоговорочной вере разного рода слухам. Причем в такие вещи зачастую верят больше, чем в законы физики. Вера в чудо во многих из нас просто неистребима. Например, все знают, чтобы выучить иностранный язык, требуется систематическое обучение. Чем регулярнее и дольше вы будете заниматься, тем быстрее и качественнее обучитесь. Но только среди наших людей могла прижиться небылица о том, как одному прохожему на голову упал с балкона цветочный горшок, после чего тот заговорил… на чистейшем английском языке. Вот здорово! И не нужно заставлять себя учиться! Просто вазон упал на голову – и все. К чему этот пример? Вот выдержка из одного письма: «Александр, Вы довольно убедительно рассказали о типах звукопоглотительных систем и методах противодействия стоячим волнам. Но один мой знакомый привез из Германии импортный материал светло-серого цвета толщиной около 4 см, которым он оклеил стены всех студийных комнат. Акустика в студии стала идеальной… Хорошо звучат барабаны, вокал, акустические инструменты…» Увы, это одно из самых популярных заблуждений. Некоторые верят в «чудодейственные» свойства других материалов: одни оклеивают стены поролоном, другие – ковролином, третьи – упаковками-поддонами из-под куриных яиц и т.п. Неужели с помощью одного слоя даже самого немыслимого материала можно бороться с пробивной мощью бас-гитарной комбисистемы или ударной установки? Конечно же, нет. И все это вроде бы понимают. Но влияние слухов и вера в «чудо» очень часто все-таки оказывается сильнее здравого смысла. Не напоминает ли это пример с «изучением» английского языка с помощью цветочного горшка? Возникают и другие вопросы. Например, насколько уютно и комфортно чувствуют себя музыканты в студии, где все стены облицованы поролоном, ковролином или «светло-серым импортным материалом толщиной 4 см»? Ведь студия строится в первую очередь для музыкантов, а ее дизайн либо вдохновляет их на творчество, либо нет. Затем, я не понимаю, как в одном и том же помещении небольших размеров могут «идеально» звучать и барабаны, и вокал, и комбисистемы, и акустические инструменты? Не думаю, что барабанщик, играющий рок-музыку, будет вдохновлен акустическими свойствами помещения, которое действительно хорошо подходит для записи вокала. Но об этом мы поговорим в следующих статьях. Не являются исключением и такие случаи, когда люди начинают строительство студии, не представляя, что это такое. Как правило, этим страдают бюджетные организации. Парадокс в том, что под такие студии нередко выделяются довольно-таки значительные средства. В этих случаях все внимание сосредоточивается исключительно на приобретении оборудования. Прозрение и разочарование приходят позже, уже во время работы. Еще одна популярная ошибка – это «слепое» копирование других студий. В качестве образцов используются фотографии студий с зарубежных журналов, при этом мало кто задумывается о внутренней «начинке» тех студий и о том, что же находится внутри тех красивых сфотографированных стен. Да и «геометрия» контрольной комнаты в 100 м2 вряд ли может быть применима к контрольной комнате площадью 15 м2. Другими словами, в результате такого бездумного «копирования» получается в лучшем случае визуальная иллюстрация сфотографированной студии, не более того. Об их акустической идентичности говорить не приходится. Но возникает еще один вопрос: а кто сказал, что студии с обложек журналов обязательно хорошие? Ведь выпуск журналов – это тоже бизнес. И если владелец какой-либо студии купит у редакции журнала право размещения на его обложке рекламы в виде фотографии студии, то это и произойдет. Но это же не говорит о том, что эта студия именно то, что вам нужно. Тем не менее кто-то начнет «копировать» и эту студию. Студия звукозаписи – сложная интерактивная система, и при ее проектировании и строительстве нужно учитывать и увязывать много – порой взаимоисключающих – факторов. Строительство любой студии – это попытка добиться наиболее приемлемых компромиссов. Идеальных студий не бывает. Но есть хорошие, в которых все компоненты находятся «в балансе». Лучше всех чувствуют этот баланс те люди, которые имеют уже практический опыт строительства – проектировщики студий. Не нужно спешить отказываться от этого опыта. Ведь и музыканты во время записи платят деньги не только за аренду студии, но и за опыт звукоинженера. Кроме того, участие специалиста в проектировании и строительстве студии в большинстве случаев позволит вам сэкономить средства, которые намного больше его гонорара. Да и риск сделать «не то» сводится к минимуму. Выбор помещения «Здравствуйте. Что Вы можете посоветовать? Представьте себе туннель диаметром около 2 м. Кругом бетон. Почти в начале туннеля стоит мой стол. На столе – HDD Recorder…, мониторы и еще немного аппаратуры. 90% пола и 2/3 стен покрыты ковровым покрытием. Стены – дальняя и за моей спиной – задрапированы какой-то тканью, похожей на подкладочную, только плотнее. Старался драпировать, как можно хаотичнее складывая ткань, но помещение на низах все равно заводится. Хотя это мешает только записи вокала и акустических инструментов…» После прочтения этого письма мне вспомнился услышанный в детстве рассказ о том, как в гражданскую войну герой-красногвардеец в совершенно безвыходной ситуации вставил внутрь железной бочки маузер и выстрелил; белогвардейцы, приняв этот звук за звук выстрелившей пушки, в испуге разбежались. Что объединяет предыдущие два абзаца? Дело в том, что форма закрытой с одного конца трубы представляет собой один из самых тяжелых случаев в акустике. В такой форме рождаются резонансы и стоячие волны чудовищной силы. Упоминаемый в первом абзаце закрытый с одной стороны бетонный туннель и железная бочка, упоминаемая во втором абзаце, представляют собой по форме именно закрытую с одной стороны трубу. Единственное, что можно посоветовать автору письма, так это сменить помещение, потому что выравнивание резонансных характеристик подобных помещений является очень дорогостоящим, да и добиваться его придется в том числе и изменением геометрии такого помещения. Кроме того, в туннеле диаметром всего 2 м просто недостаточно объема для подобных работ. Вспоминаю еще один случай. В 1996 г., когда Филип Ньюэлл проектировал и руководил строительством студии звукозаписи в Виннице, я устроил ему экскурсию по концертным залам города. Меня очень интересовало его мнение по поводу одного зала, который имел абсолютно круглую форму, а потолок его был сделан в виде купола. Дело в том, что я как музыкант сам несколько раз выступал на сцене этого зала и отчетливо замечал, как при перемещении вправо/влево всего на один метр инструмент начинал звучать совсем по-другому. Мне интересно было узнать мнение Филипа о том, что же можно предпринять для того, чтобы сделать в этом зале акустику более предсказуемой. Вместо ответа Филип рассказал, что он знает зал подобной формы (но в два раза больше по размерам) в Ливерпуле, который вот уже на протяжении 40 (!) лет пребывает в состоянии постоянной реконструкции с целью улучшения его акустических свойств. И – безуспешно. Единственный музыкальный инструмент, который, по мнению Ньюэлла, может «зазвучать» в подобном зале, так это орган. Кстати, а не напоминает ли вам подобный зал ту самую трубу, закрытую с одной стороны, только гораздо больших размеров? В середине 90-х мне довелось побывать в одной студии, которая размещалась в помещении одного из киноконцертных залов. В студии использовался магнитофон Tascam MSR-24, микшерный пульт Soundcraft Spirit и другое оборудование. Несмотря на то, что там не было особой акустической отделки и «плавающих» конструкций, студия, тем не менее, довольно успешно использовалась как коммерческая. Спустя несколько лет было закуплено новое оборудование: микшерная консоль Euphonix CS3000, цифровой многоканальный DASH-магнитофон Sony 3348A и другие приборы такого же класса. Вот тогда-то и проявилась проблема. Дело в том, что под зданием киноконцертного зала проходила линия метрополитена. До тех пор, пока использовалось аналоговое оборудование, создаваемый метрополитеном гул не являлся проблемой, так как аналоговый магнитофон просто не реагировал и не записывал такие низкие и инфранизкие частоты. Но с появлением чувствительной цифровой техники это стало проблемой, которую можно решить, только вложив значительные средства в звукоизоляцию и одновременно приостановив работу студии. Кстати, студия располагалась на третьем этаже, а линия метрополитена проходила на глубине около 70 м. Надеюсь, рассказанные истории демонстрируют не только важность правильного выбора помещения под студию, но и то, сколько дополнительных средств (а значит, и денег) может быть израсходовано для устранения недостатков неподходящего или непредусмотрительно выбранного помещения. Как правило, мелочей здесь не бывает. Строительство любой студии начинается с выбора помещения под нее. Конечно, наиболее приемлемым был бы вариант строительства студии «с фундамента» в виде отдельно стоящего здания, так как уже на этом этапе можно предусмотреть ряд интересных акустических решений. Кроме того, такой подход позволил бы в последующем сэкономить на материалах, используемых для акустической отделки. Но такой случай – редкость. По крайней мере, в моей практике такого не было. Где лучше размещать студию: в центре большого шумного города, на его окраине или вообще в сельской местности? Конечно, с точки зрения соответствия техническим требованиям, предъявляемым к студийным помещениям, предпочтительнее последний вариант. Во-первых, в сельской местности значительно тише, чем в городе. Можно не опасаться, что вас будут беспокоить соседи или что их будете беспокоить вы, а значит можно сэкономить на звукоизоляции. Во-вторых, аренда площади в сельской местности или на окраине города намного дешевле, чем в центре больших городов. В-третьих, в сельской местности значительно спокойнее электромагнитный фон. Кроме этого могут быть и другие преимущества, хоть на первый взгляд и менее значительные: отсутствие проблем с парковкой автомобилей, живописная природа, удобство работы для приезжих музыкантов и коллективов (более дешевое проживание, питание и пр.) и т.д. Подобные студии являются довольно-таки рентабельными на Западе. Тем не менее все эти «плюсы» могут быть перечеркнуты одним, но значительным «минусом». Ехать куда-то в неизвестность наши музыканты не любят, а значит, студия может остаться без клиентов. С другой стороны, если студия имеет имя и авторитет, если в ней любят работать популярные исполнители, если она «выдает на гора» записи высочайшего качества, если ее менеджер «на своем месте», то в этом случае особо бояться нечего. Так что выбор местоположения студии за вами. Действительность же такова, что в нашей стране размещение студий вне городской черты – нетипичное явление. Да и найти участок земли в центре большого города под строительство студии в виде отдельного здания – проблема. Гораздо больше студий находятся в приспособленных под это помещениях, поэтому именно этот случай нами и будет рассматриваться далее. Итак, какое же помещение нам нужно выбирать и какие предъявлять требования к нему? Коль размещение студии планируется в городе, одним из основных требований к помещению является звукоизоляция от внешних шумов. На принятие решения о степени звукоизоляции влияют такие факторы, как максимальный уровень звукового давления, возможный при работе в студии; «шумность» соседей; интенсивность уличного движения поблизости помещения студии и т.п.. Как правило, акустическая изоляция студийного помещения до уровня 90 дБ позволяет на практике застраховаться от любых проблем, связанных с возможностью проникновения звука в одну и другую сторону. Такой уровень звукоизоляции достаточен, чтобы звук ударной установки или бас-гитарной комбисистемы не беспокоил соседей. С другой стороны, если ваша студия находится в тихом квартале и специализируется, например, на записи рекламных роликов и если у студии «тихие» соседи, то может быть достаточной и звукоизоляция на уровне 60 дБ. Но при этом вы должны быть уверены, что соседи в одно прекрасное время не съедут, а их помещение не займет швейная мастерская либо мини-типография. Или что городские власти не проложат под вашими окнами трамвайную линию. Существует определенный ряд случаев, которых со всей очевидностью следует избегать. Нельзя размещать студию в здании, которое находится возле железной дороги или над линией метро. Желательно избегать тех городских кварталов, над которыми взлетают или идут на посадку самолеты с местного аэродрома. Нежелательным является также соседство с шумными автомагистралями. Во всех этих случаях может создаваться низкочастотный гул довольно высоких уровней, от которого даже не всегда спасает хорошая звукоизоляция. Лучше также размещать студии подальше от станций скорой помощи, милицейских участков, радиостанций, высоковольтных линий и пожарных депо, так как они создают помехи другого рода – радиочастотные наводки. Особенно чувствительны к ним электрогитары. Учитывая вышеперечисленные факторы, мы уже можем вычеркивать на карте города кварталы, где расположение студии нежелательно. После этого начинается подбор здания. В нашей стране здания преимущественно бывают кирпичными или железобетонными, очень редко – деревянными. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Но с точки зрения звукоизоляции и звукопоглощения преимущество имеют кирпичные здания. Многие путают такие понятия, как «звукоизоляция» и «звукопоглощение». Если в комнате есть источник звука, то звуковые волны, исходящие от него, при соприкосновении с поверхностями комнаты (например, стенами) распространяются следующим образом: часть звуковой энергии проходит сквозь стены, часть поглощается внутри стен, а часть отражается обратно. Соотношение между проникновением, поглощением и отражением зависит большей частью от толщины стен и материала, из которого они изготовлены. Если мы представим, что у нас стены, которые отражают 100% звуковой энергии обратно внутрь помещения, то можно говорить, что наши стены имеют отменную звукоизоляцию. Но есть ли нам прок от такой звукоизоляции? Ведь наша комната в таком случае больше будет напоминать реверберационную камеру, чем студию. Теперь рассмотрим другую крайность. Допустим, что во всех наших стенах есть большие открытые окна – от пола до потолка, а ширина этих окон почти такая же, как и ширина стен. В этом случае мы будем иметь стены с отличным звукопоглощением, так как звуковые волны практически не будут возвращаться в помещение. Но о звукоизоляции здесь говорить не приходится, ведь за окнами будет прекрасно слышно все, что происходит в комнате. На этом примере хорошо видно, что звукоизоляция и звукопоглощение – это не всегда одно и то же. А иногда они даже исключают друг друга. Но вернемся к нашему помещению. Почему все-таки нужно отдавать предпочтение зданиям из кирпича, а не из железобетона? Во-первых, железобетон является отличным проводником звука. И если ваша студия находится в многоэтажном железобетонном здании, то вам придется опасаться шумных соседей даже в том случае, когда они находятся за несколько этажей от вас. Звук распространяется по железобетонным конструкциям здания с удивительной легкостью, и удар молотком по стене в одном углу здания может быть прекрасно слышен в противоположном углу. Что уж тут говорить, например, о бас-гитарной комбисистеме. Во-вторых, железобетонные конструкции обладают чудовищными непредсказуемыми резонансами. Это не значит, что в железобетонных зданиях делать студии нельзя. Можно. Но вы должны отдавать себе отчет в том, что в этом случае вам придется больше потратиться на материалы, чтобы изолировать помещения студии от проблемной конструкции здания; кроме того, звукоизоляционные конструкции «съедят» некоторое количество вашей полезной площади. В чем преимущество кирпичных зданий? Во-первых, кирпичные стены меньше, чем железобетонные, отражают звуковую энергию обратно внутрь помещения. Отчасти это связано с неоднородностью этих стен (кирпич/бетон/кирпич), отчасти с тем, что кирпич обладает пористостью, не говоря уже о секционном кирпиче, отчасти – с неровностями кладки. В этом случае неровности кладки (хоть и на высоких частотах) способствуют диффузии (рассеиванию) энергии звуковых волн. Во-вторых, звук лучше поглощается именно внутри кирпичных стен, что связано как с их неоднородностью, так и пористостью кирпича. Обычная стена, выложенная «в полкирпича», может обеспечивать уровень звукоизоляции до 40 дБ. А если используется секционный кирпич, в котором секции засыпаны песком, то такая стена (кроме отменных антирезонансных свойств) является еще и хорошим поглотителем энергии низкочастотных звуковых волн. В то же время из-за монолитной однородности железобетонных стен звук успевает вдоволь «нагуляться» по всей конструкции здания, пока его энергия не угаснет. Из вышесказанного следует вывод, что размещать студии можно и в кирпичных, и в железобетонных зданиях, но предпочтение все-таки нужно отдавать кирпичным. Следующий вопрос – это выбор этажа. Студии могут находиться в подвальных и цокольных этажах, на первых, а также более высоких этажах зданий. В последнем случае имеется ряд негативных моментов. Во-первых, у вас увеличивается количество соседей (появляются соседи сверху и снизу) с вытекающими из этого проблемами, связанными с взаимопроникновением шумов. Во-вторых, в таких случаях вы должны быть готовы к дополнительным расходам на подводку электрического питания и на обустройство заземления. Чем выше этаж, тем труднее добиться приемлемого заземления. В-третьих, «этажность» вносит серьезные ограничения в работу проектировщика. Согласитесь, что в помещении, например, на пятом этаже вряд ли возможно использование кирпичной кладки или применение в отделке камня. В-четвертых, не исключено, что в высотном здании одним из ваших «соседей» будет лифт (а то и два лифта ), что опять-таки потребует дополнительных расходов на звукоизоляцию. Практически всех этих недостатков лишены подвальные и полуподвальные этажи. Но если вы остановили свой выбор на таком варианте, не поленитесь узнать, на какой глубине проходит уровень грунтовых вод, чтобы, с приходом весны вашей студии не грозил «потоп». Постарайтесь также выяснить, не планируется ли строительство высотных зданий по соседству с вашим. Дело в том, что появление такого здания может привести к подъему горизонта грунтовых вод и «потоп» студии может из весеннего превратиться в постоянный. Но все-таки, с точки зрения музыканта, я не отдавал бы однозначно предпочтения подвальным или полуподвальным студиям по иной причине. В таких студиях практически всегда отсутствуют окна. И хотя они не являются «плюсом» в смысле акустических требований к помещению, тем не менее, студии с окнами выглядят уютнее, и музыканты чувствуют себя в них намного комфортнее. Мне когда-то пришлось строить студию на седьмом этаже железобетонного здания, и ее владелец настаивал на том, чтобы сохранить в помещениях четыре окна размерами 230 х 180 см. Самое интересное, что если бы он этого не говорил, то на этом бы настаивал я сам. Ведь с высоты седьмого этажа открывался чудесный вид на город, и уже одно это создавало совершенно другое настроение. Те, кто много проработал в подвальных студиях, меня поймут. Ведь в таких студиях одной из главных деталей интерьера являются настенные электронные часы, по которым персонал и определяет, что на улице – день или ночь. Поэтому, с моей точки зрения, лучший вариант – это первый этаж. Теперь перейдем к вопросу о высоте потолков. Тут вроде бы все просто: чем выше потолок, тем лучше, ведь его высота во многом определяет «дыхание акустики» помещения. По-моему, минимальная высота потолка должна быть 3 м. В помещениях с такой высотой потолков могут располагаться студии, принадлежащие радиостанциям или специализирующиеся на производстве рекламных роликов. В них обычно записываются вокал и дикторский текст, в качестве мониторов используются только мониторы ближнего поля, а требования к создаваемой продукции являются довольно умеренными. В некоторых случаях с такими задачами справляются даже студии с высотой потолка 2,5 м. В противоположность таким студиям существуют суперстудии, которые мы с удовольствием рассматриваем на обложках иностранных журналов. Помещения таких студий часто имеют переменную акустику, их площадь позволяет работать даже с симфоническими оркестрами, а высота потолков в них может быть 8 – 10 м и более. Но если не впадать в крайности, выскажу следующее мнение: если в студии планируется запись «живых» коллективов, рок-групп, ансамблей, если в студии предполагается установка мониторов дальнего контроля, соответствующие работы по звукоизоляции и акустическому дизайну, то помещения с высотой потолков 4,5 – 5 м являются вполне приемлемыми для этих целей. Есть еще ряд вопросов, которые на первый взгляд могут показаться второстепенными, но которые все-таки нужно учитывать при выборе помещения. Иначе с началом работы студии эти вопросы будут вас беспокоить все больше. Здесь не бывает мелочей. О чем идет речь? Очень хорошо, если вы предусмотрите возле студии помещение, где музыканты могут отдохнуть, выпить чаю или разыграться. Если этого не сделать, то вашей контрольной комнате грозит постоянная «толкучка». Желательно, чтобы возле здания, в котором размещается студия, была возможность для парковки автомобилей. Очень хорошо, если в десяти минутах ходу от студии будет станция метро, а поблизости – кафе, продовольственный магазин (желательно – круглосуточный), туалет, наконец. Для приезжих музыкантов желательно соседство с гостиницей, причем недорогой. Может быть, рекомендации, изложенные в последнем абзаце, кому-то покажутся очевидными или смешными, но за ними исключительно личный опыт. Мне известна одна студия, которая находится на окраине города и специализируется на работе с рок-группами. Второй этаж здания студии – это мини-гостиница на три двухместных номера, все удобства, холл с телевизором и видеомагнитофоном. В пятидесяти метрах от студии – прекрасный пруд (с сопутствующей рыбалкой ). Живописная природа. Через дорогу – уютное и очень недорогое кафе с хорошей кухней. Музыканты иногородних рок-групп заранее договариваются о записи альбомов, приезжают на месяц-полтора и работают без ограничения времени. И отдыхают одновременно. Их удовлетворяет не только качество проделанной работы, но и ее условия, которые стали одним из «коньков» этой студии. Вот, пожалуй, и все то главное, что бы я хотел сказать о выборе подходящего помещения для студии. Но перед тем как приступать к освещению вопросов перепланировки помещения и его звукоизоляции, остановлюсь еще на некоторых моментах. О необходимости хорошего заземления говорить не приходится, и детально мы это обсудим позже. Но начинать его делать нужно до начала работ по звукоизоляции. Для этого сквозь наружную стену здания придется пробивать дыру, через которую собственно и будет заводиться шина от штырей заземления. Очень неплохо будет, если стена здания окажется северной, тогда место забивки штырей заземления будет всегда находиться в тени здания. На начальном этапе строительства следует также позаботиться и о подводе электричества, так как эта работа тоже связана с проделыванием отверстий в стенах. Старую электропроводку лучше обесточить и заглушить. Протягивать новые электрические кабели необходимо непосредственно от входного электрического щитка в здании так, чтобы ваша электрическая сеть не имела общих участков с другими потребителями. В будущем вы еще не раз поблагодарите себя за то, что не поленились это сделать, и в значительной степени обезопасите свою студию от «электрических фокусов». Для питания студии вам пригодятся все три фазы. Кроме того, трехфазный ток нужен и во время строительства, так как электродвигатели мощных столярных станков – обязательного атрибута строительства студии – часто питаются именно трехфазным током. Провода лучше выбирать как можно более толстые в сечении и протягивать их вместе, можно легко скручивать «винтом». В целях противопожарной безопасности, провода желательно протягивать в металлорукаве. Еще одна работа, связанная с проделыванием дыр в наружных стенах, это предварительная подготовка для монтажа систем кондиционирования и вентиляции. Этот вопрос должен быть поднят проектировщиком вашей студии сразу после того, как определен план перепланировки помещения. Специалистов по кондиционированию и вентиляции нужно вызывать для предварительных консультаций на место строительства на самом начальном этапе строительства. Но более подробно на эту тему мы поговорим позже. И последняя проблема, которую следует решить еще до перепланировки и звукоизоляции помещений, – это отопление. Как правило, в зданиях используется центральное водяное отопление, что в нашем случае чревато некоторыми проблемами. Но сначала сделаю небольшое отступление. Смысл работы материалов, которые мы будем применять для звукоизоляции и создания акустической оболочки, заключается в преимущественном преобразовании энергии звуковых волн в тепловую энергию. Источниками тепла в студии являются также силовые трансформаторы приборов и электронные лампы (в комбисистемах и приборах). Кроме этого, у вас могут быть соседи, у которых система отопления будет работать, а значит, стены не будут холодными. Отсюда вывод, что в работающей студии холодно быть не может даже зимой. В одной студии, в строительстве которой я принимал участие, были отрезаны все батареи отопления, тем не менее зимой там холодно не было. Однако владельцы студий, как правило, в это не верят и в качестве аргумента рассказывают о пресловутой «русской зиме». Спорить в таких случаях сложно. Поэтому выбор – оставлять или нет батареи отопления – за вами. В любом случае вам необходимо узнать как можно больше о системе отопления здания. Как правило, кирпичные здания с высотой потолков 4 – 5 м – это в основном здания старой постройки. Система отопления в них изготовлена обычно из железных труб, «возраст» которых может составлять 20 – 30 лет и более. Такие трубы подвержены коррозии, поэтому с каждым годом возрастает риск возникновения протечек в них или их прорыва. Особенно велик риск прорыва магистральных трубопроводов, которые, как правило, находятся внутри стен под слоем штукатурки. Прорыв такого трубопровода внутри помещения студии или в помещениях, находящихся над ней, может иметь для студии катастрофические последствия. Не следует забывать, что у нас внутри помещения будут звукоизоляционная и акустическая оболочки, которые установлены на «плавающем» полу, а значит, о возможном прорыве трубы станет известно только тогда, когда начнут наклоняться стены, а «плавающий» пол станет плавающим в буквальном смысле этого слова. Возможные убытки могут составлять несколько десятков тысяч долларов! Что делать в таких случаях? Тут может быть только два решения. С одной стороны, найдутся люди, которые предпочтут оставить все как есть, уповая на то, что «авось пронесет». С другой стороны, если вы в будущем не хотите чувствовать себя как на пороховой бочке, а хотите спать спокойно, то придется проделать довольно неприятную и трудоемкую работу. Сначала нужно выяснить, не проходит ли по внутренним стенам помещения студии магистральный трубопровод парового отопления. Если ваши опасения подтвердятся, то тут есть два варианта. В том случае, если вы решили оставить в студии батареи отопления, желательно заменить трубы в магистральном трубопроводе, начиная с вашего этажа и, по крайней мере, на три этажа вверх. Если трубы окажутся пластмассовыми – это даже лучше. Заодно поменяйте все трубы, которые проходят внутри помещений вашей студии к батареям отопления, да и сами батареи – тоже. Если же вы решили отказаться от использования централизованной системы отопления, магистральный трубопровод все равно придется заменить или обвести его вокруг помещения студии. Батареи отопления можно поснимать, а трубы, ведущие к ним, обрезать с двух сторон и заглушить. Кстати, если на более высоких этажах размещаются квартиры с умывальниками, туалетами, ванными комнатами и душевыми, то желательно по всей площади потолка сделать профнастил с некоторым уклоном к наружной стене. Все эти работы защитят вас от возможной «водяной атаки» и потребуют затрат; но если этого не сделать, в одно прекрасное утро вы можете обнаружить что вашей студии… не стало . И еще одна рекомендация, если вы все же оставили систему отопления действующей. Представьте, что ваша студия уже построена, и вдруг во время записи кому-то из соседей пришла в голову мысль постучать по трубам или батареям отопления молоточком . Поэтому не забудьте сделать клинья-распорки между трубами и стенами. Это могут быть клинья из резины, дерева, пенорезины (но не пенопласта!), которые забиваются в промежутках между трубами отопления и стенами с шагом 20 – 30 см. Оставшиеся промежутки нужно заполнить пенополиуретаном. Такие меры очень эффективны, а затраты – минимальны. На этом этапе нужно также знать, хотя бы в общих чертах, по каким маршрутам вы собираетесь протягивать телефонную линию, линию под Internet, линию для переговорного устройства, линию для домофона и электромеханического замка входных дверей. Следует знать, по каким маршрутам будут протягиваться провода системы сигнализации, где будут укладываться кабели и мультикоры, связывающие контрольную комнату с остальными помещениями студии, необходима ли вам связь между MIDI-устройствами, находящимися в разных помещениях. В вашей студии, скорее всего, будет компьютер, причем не один, поэтому не забудьте запланировать и проводку кабеля для объединения компьютеров в сеть. Для всех этих целей вы должны заблаговременно предусмотреть отверстия в стенах. Их можно сделать и позже, но это уже будет значительно труднее. Обязательно внимательно осмотрите полы во всех помещениях студии. Особенно вдоль стен. Любые дыры или щели заделывайте хорошим цементным раствором. Это в значительной степени обезопасит вас от того, чтобы в стенах студии не завелись маленькие хвостатые «микки-маусы» – большие любители кабелей и коммутации! Как видите, круг вопросов, связанных с выбором и подготовкой помещения к началу работ, довольно широк. Причем это еще не все вопросы, и касаются они только выбора помещения! А ведь есть еще и масса других проблем, которые нужно увязывать друг с другом: звукоизоляция, заземление, электрическое питание, коммутация, вентиляция, кондиционирование, освещение, акустический дизайн, мониторный контроль, эргономика, дизайн интерьера и т.д. Большинство из них являются намного более сложными, чем выбор и подготовка помещения, и их мы будем рассматривать позже. Но даже выбор помещения, как вы уже убедились, не такое простое дело, как может показаться вначале. Поэтому я бы очень советовал для проектирования и постройки своей студии обращаться к специалистам. В итоге это вам же обойдется дешевле. Некоторые строят себе студии сами. Вопрос даже не заключается в том, делают ли они при строительстве ошибки. Вопрос лишь в том, сколько этих ошибок и к каким последствиям в будущем они могут привести . В лице проектировщика студии вы приобретаете советчика, с которым можете открыто обсуждать любые «околостудийные» проблемы, вплоть до выбора оборудования. Его мнение будет намного более объективным, чем мнение продавца из магазина, пытающегося во что бы то ни стало всунуть вам оборудование тех фирм, представителем интересов которых он является. Проектировщик студии по объективным п | |
Категория: Мои статьи | Добавил: VIP (15.06.2008) | |
Просмотров: 982 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||