Главная » Статьи » Мои статьи |
Чтобы подискутировать на эти темы, нам придется и оглянуться в прошлое, и обозреть сегодняшние дела, и спрогнозировать будущее. ИНСТРУКЦИЯ К СИНТЕЗАТОРУ «LELYAMAKORGLANDASIO-2054» 1.Запишите нотами сочиненную вами или услышанную где-то мелодию. Если вы знаете ноты, сыграйте вашу мелодию на клавиатуре. Если нет, нажмите на кнопку «Запись мелодии с голоса» и напойте сочиненный вами мотив. По окончании записи на дисплее появится нотная строка с мелодией и надпись «Исправить фальшивости?». Нажмите «Yes». Если мелодия была спета не очень фальшиво, она будет поправлена. Если вы поете очень фальшиво, напойте мелодию несколько раз и нажмите на кнопку «Составить из вариантов». Все варианты будут проанализированы, и синтезатор создаст некий усредненный мотив. Нажмите на кнопку «Предварительное прослушивание» и оцените результат. Если он вам не понравился, нажмите на кнопку «Перебор вариантов» и вновь послушайте. Как только вы услышите то, что вам подходит, сохраните полученную мелодию. 2. Подберите к вашей мелодии аккорды. Если вы знакомы с аккордами, введите их вручную. Если нет, нажмите на кнопку «Аккорды для выбранной мелодии». Встроенная программа проанализирует мелодию и предложит наиболее подходящий вариант гармонической сетки. Прослушайте его. Вы можете изменить предложенный вариант целиком или частично. Например, усложнить (упростить) выбранные аккорды, сделать гармоническую сетку более густой (разреженной), добавить в гармонию барокковости, народности, блюзовости или джазовости. Для этого просто поверните джойстик «Аккорды» в нужном направлении. 3. Выберите или создайте свой музыкальный стиль. Если вы еще не решили, в каком стиле будет ваша песня, нажмите на кнопку «Последовательный перебор стилей» и выделите характерный фрагмент вашей мелодии. Этот фрагмент будет на ходу аранжировываться в самых популярных музыкальных стилях и проигрываться в подходящем для данного стиля темпе (естественно, три четверти всех стилей будут основаны на китайской народной и популярной музыке. – Прим. автора статьи, а не инструкции). Вы можете задать для перебора все имеющиеся в мире стили или только определенное направление (допустим, «Русская бардовская песня второй половины ХХ века»). Вы можете создать собственный стиль на основе имеющихся. Попробуйте, например, смешать новозеландский шансон, грегорианский хорал и ритм-энд-блюз в пропорции 6:5:11. Для этого выберите из меню соответствующие стили и задайте им нужный коэффициент. 4. Задайте структуру вашей композиции. В меню «Структура» вы найдете большой список готовых шаблонов, составленных на основе популярных музыкальных произведений (типа «Симфония №11» Шостаковича, «Вчера» Маккартни, «Постой паровоз» в исполнении Никулина, «Кольцо нибелунгов» Вагнера). Однако вы можете вручную ввести структуру вашей композиции. Для этого воспользуйтесь кнопками «Вступление», «Куплет», «Припев», Главная тема», «Побочная тема в тональности доминанты», «Побочная тема в главной тональности», «Разработка», «Внезапная модуляция» и другими. 5. Создайте текст (стихи) для вашей композиции. Здесь следует учесть, что на создание стихов для короткой песни потребуется 5-6 секунд, а на либретто для трехчасовой оперы – до 15—20 минут. Сначала выберите в меню «Текст» подходящий жанр – «Лирическая баллада», «Песня протеста», «Уголовный фольклор», «Героическая оратория» и так далее. Встроенная программа проанализирует мелодию, форму вашей композиции и на основе выбранного шаблона создаст стихотворный текст. Этот текст тут же будет распечатан. Если он вам не понравится (целиком или какой-то фрагмент), выделите на дисплее неудачное место и нажмите на кнопку «Другой вариант». Действуйте таким образом, пока ни получите вариант, который будет вам подходить по всем параметрам. Если текст должен исполняться от первого лица, при выборе жанра стихов удерживайте нажатой кнопку «М» или «Ж» (в первом случае стихи будут написаны от лица мужчины, во втором – от лица женщины). На время прервем чтение инструкции к этому замечательному инструменту. МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЕ МНОГОБОРЬЕ Одни спортсмены бегают, другие плавают, третьи катаются на лошадях, четвертые дерутся на шпагах или стреляют из пистолетов. И естественно, тот, кто лучше всех бегает, не обязательно будет лучше всех стрелять. Даже скорее наоборот, он будет в стрельбе проигрывать тем, кто хорошо стреляет, а вот бегает плохо. Казалось бы, чего лезть и туда, и сюда – научись делать хорошо что-нибудь одно! Однако существует такой вид спорта – пятиборье, когда все спортсмены как раз и бегают, и плавают, и стреляют, и соревнуются в верховой езде и фехтовании на шпагах. А лучший определяется по сумме очков, набранных во всех этих видах спорта. Так и компьютерный аранжировщик должен быть профессионалом одновременно в нескольких областях. Быть немного композитором – сочинять соло, вторые голоса, интересные басовые партии и рисунки ударных. Профессионально разбираться в самом предмете – в аранжировке. А это знание гармонии, музыкальных стилей, умение сочетать в аранжировке разные инструменты, создать аранжировку плотную (именно плотную, а не громкую) или, наоборот, прозрачную, учитывать возможности и диапазоны инструментов и вокалистов… и многое-многое другое. Быть хорошим музыкантом-исполнителем. В компьютерной аранжировке все партии (от саксофона до балалайки и от барабанов до симфонического оркестра) наигрываются одним человеком. И этот человек должен прилично владеть техникой игры на клавишных инструментах. Плюс нужно уметь играть со свингом, делать «фирменные подтяжки» при имитации гитары, играть «с опережением» басовые и саксофонные партии. Быть грамотным звукорежиссером. Компьютерный аранжировщик сам сводит инструментальный (а в последние годы и вокальный) микс. Нужно аккуратно подобрать баланс, подрезать частоты у того или иного инструмента, правильно выбрать для каждого инструмента уровень и другие параметры реверберации… Учесть, для каких задач создается фонограмма – для телевидения, для дискотеки, для ресторана или варьете. Вокальная партия должна быть разборчивой, сочной, но не заглушать остальные тембры. При записи вокала или «живых» инструментов надо грамотно подобрать и расположить микрофон, выбрать компрессию. Прилично разбираться в «железе», компьютерных программах, MIDI-технологии. И тут проблем, которые могут ухудшить результат, выше крыши. Синхронизация и наводки, драйверы для звуковых карт и программ, настройка самих программ и операционной системы… Где же взять такого аранжировщика-многостаночника? Спросите вы. И это будет неправильная постановка вопроса. Взять его негде, потому что ни один вуз и ни одна консерватория таких специалистов не выпускает (пока). Правильная постановка вопроса: как им стать? Самый легкий путь – сначала получить диплом музыканта, потом диплом инженера, потом повыступать несколько лет на концертной сцене, попутно снимать аранжировки со всех интересных музыкантов и групп, затем поработать в студии ассистентом у хорошего звукорежиссера и, наконец, собрать-разобрать десятка два компьютеров разной конфигурации и установить на каждый операционную систему и с дюжину различных музыкальных программ. Сложный путь – начать делать аранжировки на компьютере сразу, попутно развивая знания и навыки в указанных выше направлениях. Причем наиболее интенсивно развивать себя в тех областях, где самоощущение наименее уверенное. Если вы музыкант и плохо разбираетесь в компьютерах, как минимум купите учебные компакт-диски типа «Что такое Widows» и проштудируйте их два-три раза. Затраченное время и деньги окупятся не один раз (если, конечно, вы не переквалифицируетесь в лифтеры). Если вы технарь, начните брать уроки музыки. Мало просто знать, что такое драм-н-бас или гранж. Надо почувствовать, что ощущает человек, когда извлекает из своей любимой гитары (синтезатора/саксофона/барабанов) звуки. Необязательно дорасти до виртуоза. Необязательно овладевать всеми инструментами, но свободно читать ноты и аккорды, ритмично сыграть несложную мелодию или аккомпанемент желательно. И в данном случае необходимо заниматься именно с педагогом или музыкантом. Различные пособия вроде «Как научиться играть на фортепиано за 10 уроков» смогут слегка расширить вашу эрудицию, но играть не научат абсолютно точно. (Разумеется, были и есть великолепные музыканты и певцы-самоучки, но их единицы, и их опыт не подходит большинству людей. И почти все эти гении располагали временем, чтобы заниматься любимым делом по восемь-двенадцать часов в день.) Обязательно выписывайте (если есть возможность) и читайте профессиональные журналы (впрочем, чего я агитирую, вы как раз один из таких журналов сейчас и читаете). Если какие-то статьи сложны, но относятся к нужной тематике все равно их читайте. Постепенно вы привыкнете к профессиональному языку, которым они написаны, разберетесь в терминах. Читайте все новости о музыкальном оборудовании, даже если вы его никогда не купите. Зато попав в профессиональную студию или общаясь с другими музыкантами, вы не будете чувствовать себя туземцем. Читайте (именно, читайте, а не прочитайте) замечательные книги — Ньюэлла и Бьюика. В них многолетний опыт профессионалов. (в отличие от большинства книг о музыкальных программах. Программа только вышла, а через месяц готова книга на 500 страниц. Сколько автор – пусть даже профессионал - с этой программой поработал, сколько сделал фонограмм, какие обнаружил в ней недостатки или преимущества? Что он может поведать о программе нового, что не описано в руководстве к ней?) Если вы по специальности звукорежиссер, путь в компьютерные аранжировщики получится самым коротким: останется только разобраться в современных музыкальных стилях, научиться прилично играть и сочинять подходящие голоса для второй линии и аккомпанемента. Может показаться не очень важным, если аранжировщик плохо играет на клавишных – дескать, всегда на запись можно пригласить подходящего пианиста. Это так, но ведь неумение играть сказывается и на общем мышлении аранжировщика – чаще всего он мыслит музыку квадратиками типа «лего» (что для современного танцевального микса, может быть, и плюс), не ощущает, какой должна быть гитарная или саксофонная фраза и так далее. Еще одна большая ошибка – принижать роль аранжировщика. Достаточно послушать песни «Битлз» в вариантах, когда их еще не коснулась рука Джорджа Мартина, и в окончательных версиях, чтобы понять, не зря, ой не зря получал он свои фунты стерлингов! Но чтобы не эмоционально, а фактически оценить роль аранжировщика в создании музыки, выделим в этом процессе основные этапы. КАК РОЖДАЮТСЯ ПЕСНИ? Этап 1. Сочинение музыкальной темы. А теперь подробнее. Этап 1. Сочинение музыкальной темы Он начинается, когда в голове композитора возникает смутный образ будущей темы. Затем идет период, выражаясь образно, кристаллизации. Он может занять от нескольких мгновений до нескольких лет. Окончанием первого этапа можно назвать момент, когда более или менее четко были зафиксированы три основных элемента любой темы: Для сочинения темы не обязательны музыкальные знания в традиционном понимании. Любой человек может напеть какое-нибудь «ля-ля-ля». Разумеется, этот мотив почти всегда будет в каком-нибудь хорошо знакомом автору стиле то есть слушательский опыт обязателен. И наоборот, если вы никогда не слышали, скажем, индийскую рагу, ничего похожего вам не придет в голову. Этап 2. Аранжировка Аранжировка может быть очень простой. Если вы бард и поете свои песни под гитару, то достаточно просто подобрать нужный «бой» или «переборы». Как только этот «бой» вами выбран, процесс аранжировки можно считать законченным. Но в других стилях такое, увы, не наблюдается. Автор или сам доводит свою тему до ума, или приглашает профессионального аранжировщика. Процесс аранжировки заключается в решении нескольких задач: С первоначальной темой в процессе аранжировки может произойти следующее: Иногда процесс аранжировки может тесно переплетаться с процессом сочинения, особенно когда автор музыки и аранжировщик одно и то же лицо. В академической музыке это нормальное явление, в других стилях… по-разному. Бывает, автор музыки полностью доверяет создание аранжировки более профессиональному музыканту. Иногда специалист приглашается на решение конкретной задачи допустим, в рок-песню надо ввести симфонический оркестр. (Например, автор большинства композиций «Pink Floyd» Роджер Уотерс захотел, чтобы песня «Show must go on» из альбома «Стена» прозвучала в духе американской группы «Бич Бойз», для чего и пригласил ее на запись этой песни. Но группа оказалась занятой в своем концертном турне. Однако Уотерс не захотел отказываться от этой аранжировочной идеи и пригласил других вокалистов, в разные годы так или иначе сотрудничавших с «Бич Бойз»). | |
Категория: Мои статьи | Добавил: VIP (15.06.2008) | |
Просмотров: 2314 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||