Статьи о музыке

RSS 2.0
Главная » Статьи » Мои статьи

Аккорды и лады
Итак, аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены, или могут быть расположены, по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Наиболее распространенной гармонической моделью аккорда является трезвучие и бывает 4-ёх типов:

1) Мажорное или большое трезвучие. Строицо так - большая терция + малая терция.
Например C-E-G (до-мажор).
Краски создают два интервала - большая терция (C-E) и чистая квинта (C-G). Оба интервала консонансные - звучание благозвучное, бодрое и весёлое.



---------------------------------------------------------------

2) Минорное или малое трезвучие. Строицо так - малая терция + большая терция.
Например A-C-E (ля-минор).
Краски создают два интервала - малая терция (A-C) и чистая квинта (A-E). Оба интервала консонансные - звучание балгозвучное, нежное и грустное.


---------------------------------------------------------------

3) Увеличенное трезвучие. Строицо так - большая терция + большая терция
Например C-E-G#
Краски создают два интервала - большая терция (C-E) и увеличенная квинта (C-G#). Увеличенная квинта интервал диссонансный - звучание больше не балгозвучное, напряжённое


---------------------------------------------------------------

4) Уменьшенное трезвучие. Строицо так - малая терция + малая терция.
Например H-D-F
Краски дают два интервала - малая терция (H-D) и уменьшенная квинта (тритон) (H-F)
Как известно тритон очень диссонансный интервал, звучит очень напряжённо, зло, плюс малая терция даёт грустное звучание, в целом это трезвучит очень минорно и напряжённо...


---------------------------------------------------------------

Самый распространённые трезвучия мажорные и минорные...
Краски аккордов получаются, как вы поняли, сочетанием интервалов.
Звуки в составе трезвучия имаеют названия.
Например до-мажор (C-E-G) C - прима, E - терция, G - квинта

---------------------------------------------------------------
Обращения трезвучий.
---------------------------------------------------------------

Если нижний звук трезвучия перенести на октаву вверх, получицо секстаккорд
Например C-E-G (до-мажор) -> E-G-C


---------------------------------------------------------------

Если ещё раз перенести нижний звук на октаву вверх, получается квартсекстаккорд
E-G-C -> G-C-E



Ещё один перенос даст исходное трезвучие но октавой выше...


---------------------------------------------------------------
Лады
---------------------------------------------------------------
Ладом принято называть "систему взаимоотношений звуков". Иными словами, среди всех 12 нот темперированной октавы для конкретного музыкального сочинения выбирается лишь несколько, например, 7 звуков (лады ведь бывают не только 7-ступенные).
Благодаря тому, что эти звуки оказываются расположены в октаве неравномерно, они попадают в неравноправные условия относительно друг друга. Возникают взаимоотношения - явления устойчивости и тяготения - и именно набор тяготений и устойчивостей внутри заданного набора звуков и называется "ладом"...

Название ладов состоит из двух слов, первое - название ноты определяющая тональность, например До, Ми, Ля, Ре-диез и т.д.. Второе слово - вид трезвучия мажор/минор.

Например: до-мажор - тональность ДО, лад мажорный (Бывают так же виды ладов - мелодический и гармонические минор/мажор, это мы не будем рассматривать)

Его и рассмотрим =) Он удобен в изучении балгодаря тому что его звуки совпадают с белыми клавишами клавиатуры.
---------------------------------------------------------------
Натуральный мажор имеет 7 звуков (ступеней) которые расположены по схеме - тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно
ассоциируется с лестницей.




Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

I ступень - тоника (обозначается буквой Т)
II ступень - нисходящий вводный звук
III ступень - медианта (средняя)
IV ступень - субдоминанта (обозначается буквой S)
V ступень - доминанта (обозначается буквой D)
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта)
VII ступень - восходящий вводный звук

Белые ноты тонического трезвучия (ступени I-III-V) всегда устойчивы, это опорные ноты. Тоническое трезвучие звучит устойчиво, спокойно. Тоника - ЦЕНТР всей это звуковой системы, все другие звуки так или иначе звучат относительно тоники

Устойчивые ноты окружают красные ноты - они не устойчивы, они создают напряжение (с разной силой), в зависимости от интервалов относительно тоники и других устойчивых звуков, и стремяцо разрешицо (перейти) в устойчивые ноты!!
Например ступень II может разрешицо в ближайшие устойчивые I и III, или VI в V...

Тяготение вниз всегда сильнее, так что звук II ступени легче разрешаецо в I чем в III

Ступени VII и II вводные, они окружают тонику и могут вводить в неё мелодию, например затакта, но не только...

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:
I ступень - самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
V ступень - также очень устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
III ступень - устойчивость еще слабее, тяготение также почти отсутствует;
IV ступени - неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой.
VI ступень - неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени
II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике.
VII - самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

На всех ступенях лада можно построить трезвучия (используя только ноты лада)
Главные ступени I - тоника (T), IV - субдоминанта (S) и V - доминанта (D), остальные ступени побочные...

Посмотрите сюда:



В этой картинке вобщем и отображаецо сущность лада.

В натуральном мажоре все трезвучия на главных ступенях - мажорные!

Другие виды ладов отличаюцо тем, что скажем в гармоническом мажоре понижается на полутон VI ступень. Как видно из картинки, это даст то что субдоминанта станет минорной...
А в мелодическом кроме понижения VI ступени понижается ещё и VII ступень - и доминанта и субдоминанта получаются минорными...
Это внесёт некоторые отличия в красках мажорного лада...
---------------------------------------------------------------
Доминанта и субдоминанта - обе неустойчивы, но неустойчивы по-разному. Образно говоря, их поведение символизирует женское и мужское начало. Доминанта - мужское начало. Её неустойчивость активна, требовательна, непреложна.
Неустойчивость субдоминанты более женственна - мыгкая, осторожная, приятная.
Еще короче - субдоминанта "просит" разрешения, а доминанта "требует".
И только тоническая функция чувствует себя удовлетворенно, и никуда не стремится...

Например, разрешение доминанаты G-B-D в до-мажоре - G - устойчива, B и D не устойчивы, B переходит в С, а D в E, получается аккорд G-C-E (тонический квартсекстаккорд)
---------------------------------------------------------------
Функциональность каждой ступени различна, и может содержать в себе функции основных ступеней... Например VII ступень входит в состав доминанаты, а V - и тоника и доминанта, III - входит в состав тонического трезвучия и трезвучий ступеней III и VI и т.д.

Некоторые трезвучия могут взаимозаменяться, к примеру вместо тонического трезвучия может идти трезвучие VI ступени - будет звучать как смягчённая тоника...
---------------------------------------------------------------
Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом. Например классический гармонический оборот T-S-D-T

Любая мелодия - создание напряжения, конфликта и его разрешения... Вы можете создавать любые гармонические обороты и с другими побочными ступенями, с любыми аккордами и их обращениями, разрешая не устойчивые аккорды...
Категория: Мои статьи | Добавил: VIP (01.07.2008)
Просмотров: 3026 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 1
24.04.2011
1. nota [Материал]
устойчивые и не устойчивые ноты будут????

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]