Главная » Статьи » Мои статьи |
Боб Муг: мегачел
Текст Елены Степановой, фотографии предоставлены Moog Archives. Написать обо всех синтезаторах, которые создал Боб Муг — равносильно попытке объять необъятное. Этот человек своими изобретениями в области музыкального синтеза произвел настоящую революцию в музыке 20 века. Имя БобаБобМуга у нескольких поколений музыкантов прочно ассоциируется с синтезаторами, и это неслучайно: именно Бобу Мугу принадлежат все основные разработки, на которых «выросли» все современные электронные музыкальные инструмент. За всю многовековую историю музыки революционных открытий было достаточно много. Изобретение рояля и скрипки относятся к числу таковых, так как с их появлением произошел значительный рывок в развитии музыки: появились новые музыкальные жанры, ансамбли, произведения, новые имена композиторов, писавших для этих инструментов, и исполнителей, игравших на них. К таким ключевым открытиям человечество шло постепенно: например, скрипка, которая рождалась на основе арабских и европейских смычковых инструментов, обретала свой звук и форму в течение двух или трех сотен лет — начиная с 15 века, когда итальянские скрипичные мастера начали вырабатывать конструкцию и тембр нового струнного сольного инструмента. Композиторы начали писать произведения для скрипки в 18 веке, тогда же стало развиваться искусство сольной игры на этом инструменте. Фортепиано — еще более позднее изобретение: оно появилось в начале 18 века. Первыми композиторами, создававшими репертуар для фортепиано, были Гайдн, Моцарт, Бетховен. Безусловно, к числу революционных изобретений, перевернувших мир музыки, относится и изобретение Бобом Мугом синтезатора. Не только благодаря необычному звуку: технология, которая лежала в его основе, дала рост совершенно новым музыкальным стилям. Не будет преувеличением сказать, что практически каждый известный синтезатор является прямым потомком системы Moog. В 20 веке все процессы, в том числе процесс развития музыкальных инструментов, ускорились многократно. В начале 20-х годов русский изобретатель Лев Термен сконструировал первый электромузыкальный инструмент, которому дал свое имя — «терменвокс». В 1967 году появился на свет первый модульный синтезатор Боба Муга. Несмотря на то, что на первый взгляд между этими двумя инструментами нет ничего общего, в судьбе Боба Муга терменвокс сыграл далеко не последнюю роль: именно с серийного выпуска терменвоксов на собственной фабрике началась его карьера в области конструирования электронных синтезаторов. Первый терменвокс Муга (Theremin Model 201) Но прежде, чем рассказывать о Бобе Муге и его синтезаторах, вспомним, что происходило в электронной музыке в начале 60-х гг. Немного истории К началу 60-х гг. 20 века технологии, лежащие в основе электронной музыки, уже прошли долгий путь развития и имели богатую историю. Академические композиторы Карлхайнц Штокгаузен и Янис Ксенакис проводили годы в студиях, до потолка забитых старым лабораторным измерительным оборудованием, наслаивая обертоны на отредактированные вручную (т.е. разрезанные на куски и склеенные в другом порядке) магнитные ленты и создавая странную, необычную музыку. В американском университете Columbia-Princeton (теперь это Колумбийский университет) тем временем был создан первый модульный синтезатор RCA MkII. С электронной музыкой экспериментировали не только «высоколобые» академики: например, Bebe и Louis Barron написали весьма необычный саундтрек для фильма «Запрещенная планета» (1956), который намного опередил свое время и до сих пор производит сильное впечатление. Раймонд Скотт прославился своими звуковыми эффектами для рекламных роликов и мультфильмов, которые он создавал в огромной комнате, до отказа набитой самодельными ламповыми музыкальными инструментами. Иными словами, электронная музыка существовала задолго до появления стиля Electronica. «Все началось благодаря музыкантам. В те времена мы и представить себе не могли, во что превратится индустрия производства синтезаторов всего через пару десятков лет. Мы занимались этим для своего удовольствия. Мы работали с музыкантами индивидуально, один на один. Все началось в тот день, когда один музыкант спросил меня, что я знаю об электронной музыке. Из того разговора возникла идея модульного синтезатора. Но в конце 60-х годов такое оборудование не считалось музыкальным инструментом: оно скорее относилось к категории профессионального оборудования для студий звукозаписи». — Боб Муг Боб Муг родился 23 мая 1934 года в городе Flushing Meadow, штат Нью-Йорк. Он с детства был увлечен звуком и электроникой: его отец был инженером, а мать в свое время настояла на обучении Боба игре на рояле. Боб вырос на звуках 50-х годов, которые создавались Барронами и Раймондом Скоттом. Тогдашняя атмосфера экспериментаторства, которая царила в музыке, имела непосредственное влияние на молодого Боба Муга. Боб был очень талантливым молодым человеком: в возрасте 19 лет он опубликовал в журнале, посвященном электронике, описание собственной конструкции терменвокса. В течение последующих двух лет он неплохо заработал, продавая наборы деталей для самостоятельной сборки терменвоксов (нечто вроде «сделай-сам-свой-терменвокс») по 50 долларов. В 1963 году Боб вместе со своим отцом основал фирму Moog Music, которая выпускала терменвоксы и гитарные комбики, предназначенные для усиления звука этого инструмента. Вместе с отцом он посетил лабораторию Раймонда Скотта, а также был в курсе новостей о разработках, проводившихся в университете Columbia-Princeton. Все это вдохновляло Муга продолжать эксперименты и изобретать новые схемы. К лету 1964 у него уже были рабочие конструкции осциллятора и усилителя, управляемых напряжением. Но еще раньше, в ноябре 1963 года, на конференции в New York State School Music произошла встреча Боба с композитором Гербом Дойчем (Herb Deutsch), работавшим в жанре экспериментальной музыки. За этой встречей последовал концерт, который состоялся в феврале 1964 года. Знакомство Муга с Дойчем привело к обмену идеями, приобщению к более сложной академической музыке и началу работы над созданием первого опытного образца модульного синтезатора: это был монофонический бесклавишный модуль, в котором в качестве триггера применялся... дверной звонок. Первый синтезатор На этом этапе аппаратная часть синтезатора еще мало на что годилась. Муг и Дойч отправились в Канаду и посетили музыкальный факультет университета Торонто, где познакомились с тамошними композиторами и преподавателями. Именно тогда было подана идея, которая изменила будущее синтеза: в Торонто Бобу было предложено использовать фильтр, управляемый напряжением (до того момента система Муга не имела фильтров). Через некоторое время Владимир Усачевский (композитор университета Columbia-Princeton) предложил концепцию генератора огибающей ADSR. Герб Дойч читает лекцию на симпозиуме, проходившем на фабрике фирмы R.A. Moog летом 1965 года. Итак, конструкция синтезатора Moog была плодом совместной работы. Сам Боб Муг всегда старался подчеркнуть роль других людей в его проекте, упоминал всех, кто предлагал интересные идеи. Гений Муга заключался в том, чтобы воплотить мысли других людей в реальную конструкцию. Кстати, надо отметить, что Муг запатентовал только детали схемы фильтра. Остальные концепции — модульность, генерация огибающей, управление при помощи напряжения и т.д. — оставались коммерчески незащищенными. (Если бы Боб Муг попытался создать монополию на свои фундаментальные разработки, то, скорее всего, индустрия производства синтезаторов, какой мы ее знаем сегодня, развивалась бы совсем по-другому.) Затем были добавлены дополнительные цепи (генератор шума и очень простые микшеры), и модульный синтезатор был готов к производству. После показа системы на конференции AES в 1965 году успех приходил к новому инструменту постепенно, в течение следующих пары лет; продажи шли преимущественно благодаря доброй молве, реклама в прессе была минимальной. На тот момент синтезатор Moog оставался весьма эзотерическим музыкальным инструментом. Трудно было решиться на покупку, когда никто, кроме нескольких человек, понятия не имел, как работает большая часть модулей синтезатора и как их соединить между собой. Поэтому первыми покупателями были композиторы-экспериментаторы (например, Eric Siday, писавший электронную музыку для телепередач и рекламных объявлений — он купил второй экземпляр синтезатора Moog), а также университеты, поскольку у них были люди, обладавшие технической подготовкой, необходимой для того, чтобы разобраться в работе синтезатора. Кроме того, цена синтезатора Moog была высокой: полный набор модулей стоил несколько тысяч долларов ($40 000 и более на современные деньги). Конструкция современных синтезаторов такова, что вы можете приступить к игре на только что купленном инструменте моментально, даже если вы понятия не имеете, как он работает. Но первый синтезатор Муга был настоящим кошмаром для пользователей. Представьте: вам привозят несколько коробок, в которые упакованы модули синтезатора; вы вынимаете их, расставляете в комнате, коммутируете (в меру своего представления о том, как это делается) — и при нажатии на клавишу вы слышите тишину. Звук на выходе синтезатора не возникал до тех пор, пока не была произведена правильная коммутация именно тех модулей, которые в совокупности своей создавали звук. А поскольку система была совершенно открытой, то пользователи могли неделями экспериментировать с бессмысленной коммутацией (например, подключать выход ADSR непосредственно на выход синтезатора) — и так и не услышать ни единого звука. В то время отсутствовали книги по программированию синтезатора Moog, Интернета тоже не существовало, между владельцами системы не было обмена патчами (вообще, патчей как таковых не существовало, т.к. сама возможность запоминания патчей была изобретена только в 70-е годы). Тем, кто купил первую модель синтезатора Moog, приходилось изучать систему самостоятельно или со слов других пользователей. В целях «раскрутки» синтезатора Герб Дойч и Боб Муг устраивали демонстрационные семинары; Боб также стал писать статьи для журнала «Electronic Music Review», который начал выходить с 1967 года. «В те времена никто не пытался при помощи синтезаторов воссоздать звуки традиционных инструментов. Для всех было важно творчество, поиск новых звуков. Первыми покупателями были музыканты-экспериментаторы, которые работали в университетах и частных студиях. Затем к ним присоединились продюсеры коммерческой музыки. Именно тогда была впервые предпринята попытка соединить звук синтезатора с чем-то совершенно традиционным (например, звуком скрипки), чтобы получить необычный тембр. Только после того, как вышло много пластинок, записанных с использованием синтезаторов, люди почему-то начали ошибочно считать, что синтезатор предназначен для воссоздания звуков обычных музыкальных инструментов». — Боб Муг. Таким образом, синтезатор Moog оставался чужд большинству музыкантов, воспринимался как нечто элитное, слишком «научное», неприменимое в повседневной музыкальной деятельности. Так продолжалось до тех пор, пока в 1968 году Уэнди Карлос (Wendy Carlos) не выпустила свой альбом «Switched-On Bach» — коллекцию классических произведений эпохи барокко, сыгранную целиком на модульном синтезаторе Moog (эта модель была в значительной степени адаптирована Мугом под задачи, которые ставила перед ним и его детищем Уэнди Карлос). Модульная система 1967 года («Synthesizer I») И вот тогда начался бешеный успех. Можно сказать, что с этого момента Moog вошел в каждый дом. Теперь все, кто мог себе это позволить, хотели купить модульный синтезатор Moog (вне зависимости от того, имели они представление о том, как с ним работать, или нет). Саунд Moog Альбом «Switched-On Bach» был первым альбомом классической музыки, ставший платиновым. Он быстро попал в первую «десятку» хит-парада Billboard и оставался в чартах в течение целого года. В 1970 году альбом получил премию Grammy, причем сразу в трех категориях: «Лучший альбом классической музыки», «Лучшее исполнение классической музыки» и «Лучшая звукорежиссерская работа в жанре классической музыки». Несколько пластинок, вышедших в то время, определили раз и навсегда классический саунд синтезатора Moog. Вслед за выходом «Switched-On Bach» появилась целая волна подражателей (Hans Wurman «The Moog Strikes Bach, Gershon Kingsley «Switched on Gershwin» и т.п.). В музыкальном смысле этот альбом демонстрирует возможности Moog в их наиболее контролируемом и ограниченном виде, и только на одном треке («2nd Movement of Bach's 3rd Brandenburg Concerto») Карлос действительно «отрывается». Поклонники музыки барокко предпочитают другой альбом Уэнди Карлос — «The Well-Tempered Synthesizer» («Хорошо темперированный синтезатор»), который был выпущен спустя несколько лет. Minimoog Model A Minimoog Model D Альбом японского композитора Исао Томита (Isao Tomita) «Snowflakes Are Dancing», вышедший в 1975 году — более яркое произведение, сыгранное на синтезаторе Moog (собственно, это переложение музыки Дебюсси для синтезатора). Исао Томита записал этот альбом с использованием Moog 3P, Mellotron и нескольких многоканальных магнитофонов. Tomita рисует очень красивые звуковые картины, которые даже сегодня звучат свежо и интересно. Томита — гений звукового дизайна и прекрасный программист синтезаторов; именно ему удалось, используя Moog, пойти дальше других и создать уникальные звуки, актуальные даже сейчас, спустя много лет. На его более поздних альбомах («The Firebird», «Pictures At The Exhibition» и «The Planets») также можно услышать синтезаторы Moog. Необходимо подчеркнуть, что и Томита, и Уэнди Карлос создавали музыку вручную, записывая короткие монофонические фразы на отдельные треки многоканального магнитофона, создавая при необходимости различные субмиксы и в конце концов приходя к финальному миксу. В те времена еще не было MIDI, не было полифонических синтезаторов, не было цифрового редактирования; эффекты были весьма простыми; поэтому их труд можно считать попросту героическим. Имя Кита Эмерсона называют чаще других, когда заходит речь о синтезаторах Moog и музыкантах, прославивших этот инструмент. Эмерсон ввел Moog в рок-музыку во времена своего участия в трио Emerson, Lake and Palmer. Он не столько занимался программированием, сколько активно использовал ribbon-контроллер Муга. Синтезатор, который Эмерсон возил с собой в турне, представлял собой простой трехосцилляторных монофонический инструмент; нижний ряд панелей был фальшивым, за ними не было никакой электроники. Большой монитор, который находился в верхней части системы, также в основном был установлен для шоу и не использовался в работе. Альбомы «Tarkus» и «Brain Salad Surgery» открыли саунд Moog для совершенно новой аудитории, и с того момента синтезаторы перестали применяться исключительно для создания «заумной» музыки и вступили в мир рок-н-ролла. «Именно музыканты заставили меня изменить свой взгляд на «студийность» синтезатора. Я получал заказы на создание инструментов, которые можно было бы использовать на концертах. Помню, я переспросил удивленно: «Что? Играть на концерте? Но ведь это студийное оборудование». Но мне ответили: «Нет, нам надо нечто с клавиатурой, чтобы мы могли это сами включить, сыграть трехчасовой концерт и унести инструмент с собой». Так начинался Minimoog. Как только мы его сконструировали, мы показали его на выставке NAMM. Дилеры тогда в него не верили: никто не мог себе представить, что это устройство с регуляторами и проводами для коммутации, с надписями «осциллятор» и «фильтр» можно продавать музыкантам. Все сомневались, что у музыкантов может быть спрос на такой инструмент. Я тогда испугался: если дилеры не понимают, то как тогда смогут понять музыканты? Но оказалось, что музыканты очень быстро все поняли и во всем разобрались». — Боб Муг. Немецкая группа Tangerine Dream и композитор Клаус Шульце (Klaus Schulze) развивали собственную музыкальную линию на основе звуков Moog, используя шаговые секвенсеры и создавая гипнотические развивающиеся звуковые паттерны за 20 лет до появления стилей «trance» и «ambient». Альбом Tangerine Dream «Ricochet», вышедший в 1974 году, демонстрирует очень сложную и интересную «живую» работу секвенсера, а на концертном альбоме 1975 года «Encore», записанном в том же ключе, можно услышать удивительный морфинг патчей, который выполнялся вручную. Двойной альбом Клауса Шульце «X» имеет много общего с пластинками Tangerine Dream, но он темнее по настроению; на нем, в том числе, можно услышать поистине «сейсмическую» басовую партию, когда-либо сыгранной на Moog. И, наконец, нельзя не упомянуть песенку «Popcorn», которую написал Gershon Kingsley, — типичный поп-трек, сыгранный на Moog. Эта песня наверняка знакома всем нашим читателям, т.к. она выходила в 70-х годах на фирме «Мелодия» под названием «Воздушная кукуруза». Ее можно найти в Интернете в разных версиях (в том числе существует даже версия Жана-Мишеля Жарра). | |
Категория: Мои статьи | Добавил: VIP (01.07.2008) | |
Просмотров: 2172 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |