автор: Shahid Вступление
В этой статье я собираюсь сказать несколько нехороших слов по поводу нынешних реалий звукоиндустрии и кой-каких вещах, сказанных начинающими звукорежиссёрами и даже напечатанных в некоторых журналах. Если обижу – отлично – я надеюсь, обида заставит тебя сесть и подумать о том что и как ты делаешь. Открытие будет простым: НЕТ ТАКОЙ ВОЛШЕБНОЙ ЖЕЛЕЗКИ ИЛИ ПЛУГИНА, который заставит твою музыку путёво звучать.
Долги и трудны были мои думы писать иль не писать эту статью. Никто из нас, нехороших, не хочет выдавать свои «секреты» и, поверьте, если ты ХОЧЕШЬ, чтоб трек звучал, ЭТО и есть секрет... Тебе надо будет знать намного больше чем эта статья, но без этого – никуда!
За каким мне всё это надо? На это есть две причины:
Во-первых. Последнее время столько мусора уже выброшено на рынок и он уже пропитался этим говном до такой степени, что продюсеры и лейблы уже не знают что со всем этим делать. Они знают, что только один из двацати релизов хоть КАК то звучит, поэтому им легче слить все 20. Отсюда правило №1 – Если ты реально печёшься о музыке, которую пишешь, не позволяй своему Я слишком многого, типа: «Я пишу лучшую музыку в мире, потому что у меня есть демо-трек который я пошлю на лейбл! Все кореша меня боготворят!». Ну-ну... А на лейблах ты нахрен никому не нужен! Люди считают тебя нереализованным уродом, засирающим своим дерьмом музыку, которую мы любим.Тихо, тихо, не кипятись! Даже не ДУМАЙ выпускаться или отправляться на лейбл, пока ты АБСОЛЮТНО не уверен(будь честен с собой!) что ты настолько крут, что готов клепать хиты ещё и ещё. Не отчаивайся! Разбирайся со своим нехитрым сетапом, вкладывай, и будь терпелив. В конце концов: ты хочешь заиметь репутацию для того чтобы выпускать клёвый музон и ни для чего больше, не так ли?
Во-вторых. Повторяю ещё и ещё. Успокой своё Я! Будь терпелив. Может пройти полгода, а может и пять... Ты будешь писать музыку которую можно брать и выпускать(если талант позволяет) но ты можешь не уместь сводить... Другими словами. Твои бочки просто взрывают, басы жирны и отточены, лиды прозрачны и цепляют... но когда всё играет вместе... хрень какая-то получается. Нехватает звука, не качает, микс грязен, басс где-то в жопе... Всё вроде бы и звучит, но как-то не так. Нет «лоска».
Уверен, многие из вас не раз видели в журналах и на веб-форумах слёзные письма и крики о помощи. Ну, типа так:
Мой трек должен звучать громче и стукать больше. Не хочу применять компрессоры, эквалайзеры или лимитеры, мой микс и так прекрасен! Тока звук должен в душу давать, а он, зараза не даёт ? Может мне купить другой синт? Ну типа новый ХреноLead от Поливокс Industries. Трек я мастерю с помошью Супер Кик-по-жопе Maximizer от Касперского. Может проблема в этом – не могу скачать апдейт. Он подмешивает к миксу высокочастотные гармоники(ну типа как будто унитаз смываешь). Может тогда микс будет звучать как надо?
А ответ будет под стать вопросу – ХреноLead просто опупенный синт(Поливокс журнал спонсирует). А звук унитаза в новой версии плага пробивает самые плотные миксы(на сайте Касперского недавно расхвалили наш журнал). А ещё попробуй прослушать каждую дорожку отдельно, купи Супер экспандер от Аккала Каккала, засунь вату в ушки итд...
ВСЁ ХЕРНЯ!
Микс не звучит. Всё. Никакого мастеринга, эквализации и каких-либо пост-процессинговых штучек-дрючек, которые оживят твой тухлый микс. Каку, товарищи, не очистишь!
Чувак, задавший вопрос, будет наступать на одни и те же грабли снова и снова. Почему? Да потому, что он ни хрена себя не спросит: «А почему ж микс – то не торкает? Мож сделать чё?» Пойми, любой из нас, будь он хоть трижды профи, не сделает идеально. Всегда можно что-то улучшить, подделать, добавить. И помни всегда, что журналы конечно же, интересны и познавательны, но они и впаривают...!
На то чтобы научиться правильно сводить, могут уйти годы. Нет времени на всю эту бодягу? Найми студию, чтоб свели тебе трек. Есть несколько известных продюсеров и звукорежиссёров, которым это по силам, включая меня.
Да, даже эта статья пытается что-то впарить! Но, по крайней мере, не самый худший товар, если ты действительно хочешь, чтобы твоя музыка звучала!
Будет возможность – зайди в студию к кому-нибудь кто знает что делать – за несколько часов узнаешь больше, чем если бы прочитал двадцать подобных статей. И самое важное, сразу услышишь результаты.
Какую бы музыку ты не писал – каждая сведёнка должна быть глубокой, качающей, мощной и объёмной. Ничего этого НЕ БУДЕТ, если низы неправильно сведены. Низы – это фундамент, на котором прочно «стоит» весь остальной микс. Одна ошибка и микс треснет.
Эта статья подразумевает, что ты делаешь танцевальную музыку, в частности – тяжёлую (тяжёлая бочка 4/4, жёсткий бас). Эти истины одинаковы для всех других жанров музыки, но некоторые нюансы существуют.
ДЕЛАЕМ!
Первый шаг к тому, чтобы сделать правильный бас-микс – выбираем «правильный» звук, играющий на первом плане. Не пытайся выбрать и исправить его в миксе. Хочешь больше баса? Не ищи простых решений типа выкрутить басовый EQ – свиньям уши заложит!
Бочка
Давным-давно, бочка из 909 машинки была стандартом де-факто. Сейчас звуки, извлечённые из таких коробочек звучат тоньше, чем комариный писк. Тяжелая музыка - значит ТЯЖЁЛАЯ. Бочка должна быть жёсткая. Где бы её взять-то? Можно сграбить у кого-нить(нехорошо!) но это у же не творчество. За многие годы было сделано тысячи разных бочек(без преувеличения). Звук постоянно изменялся и изобретался снова. Как только купишь новый Cd, сливай оттуда бочки и храни для дальнейшего использования.
Некоторые придётся чистить – шум или тарелочки должны быть убраны. Не буду говорить как – думайте сами. Скажу только одно – шумодав не выход для одной бочки – звук будет просто убит.
Как только собираешься писать новый трек – создай НОВУЮ бочку. Да, знаю - у тебя в руках уже ГИГАНТСКАЯ библиотека ударных. Начни с того, что возьми несколько бочек, которые, как ты думаешь, подойдут, и начни аккуратненько их мешать между собой по-разному. Может быть достаточно двух или трёх чтобы получить желаемый звук. Потом звук окультуривается компрессором, эквалайзером, дисторшном или чем-то другим(осторожно!!!)
На этом этапе ты используешь эквалайзер креативно, чтобы значительно изменить характер звучания. Слишком сильно вздувать бас не надо, это приведёт к нехорошим результатам в миксе. Компрессия может быть использована чтобы поджать бочечку удлиннить затухание или добавить щелчок к атаке. Ещё раз. Здесь мы используем компрессор для создания. Старайся сохранять новые бочки и потом использовать их для создания новых – библиотека будет постоянно расти, будут расти и твои познания.
Бас
Сделал кик? Нужен бас, чтоб подходил под него. Хороший выход – сесть на студии время от времени, порулить бас на чём только можно, засэмплить и оставить для дальнейшего пользования. Намного легче иметь в руках библиотеку басов, чем пытаться рулить бас под бочку. Басы опять же могут меситься – получатся новые. Пользуй EQ чтобы изменить характер звучания басов. Повторюсь – на данном этапе мы используем плагины не для обработки, а для придания желаемого звука.
Месим
Микширование – это последнее что нужно делать с треком после программирования синтов, написания петель, аранжировки итд. Все отрубаем кроме бочки и баса(которые, кстати, должны висеть на разных каналах). Сейчас ты будешь слушать их некоторое время на высокой громкости, так что готовься к разборкам с соседями, если ты не звукоизолирован. Не пытайтся сводить что-нибудь ещё, пока фундамент не будет стоять. Потеряешь время.
Вот минимум аппаратуры, которая тебе понядобится для возможности достичь профессионального звука на любом треке, который ты сводишь. Аппаратуры может быть меньше, но времени на создание баса и бочки ты убьёшь намного больше, это по-любому.
Однозначно нужна пара хороших мониторов, правильно расположенных. Ты должен находиться на правильной позиции. Помещение долно быть заглушено. Время от времени, ты будешь слышать дребезг или вибрацию того или иного предмета в помещении в зависимости от частоты. Это надо или заглушить или изолировать чтобы ты слышал только мониторы и ничего больше.
Также необходима микшерная консоль или приспособление(может быть в компе) где ты можешь мешать дорожки, компрессор или хороший эквалайзер. Если у тебя аналоговая микшерная консоль, тебе может не хватить эквалайзеров. Придётся использовать в инсерте параметрический(предпочтительно) или графический эквалайзеры на канал бочки и баса.
Итак, первое. Слушай любую тяжёлую вещь. Заметь, что громкость бочки и баса приблизительно одинакова. Итак, предположим, что микшерная консоль нормализована. Оставь одну бочку и подгони громкость так, чтобы она пиковала на +3 или +6 db(если микшерная консоль доходит до +15). Нужно добиться как можно большего уровня от бочки, в то же время оставив немного на выходе для остальных дорожек (если месишь на софте, сделай уровень немного меньше максимума). Почему же бочка должна быть такой громкой? Мы хотим добиться как можно лучшего соотношения сигнал/шум и полностью задействовать пропускную способность микшера.
То же самое потом делается и для баса. Сделай его солирующим и установи такой же(или чуть меньше) уровень на выходе.
Теперь слушай всё вместе и смотри на индикатор выхода микшера – в зависимости от партии, что ты написал, индикаторы слегка колеблются. В идеале тебе нужно, чтобы уровень низов был бы абсолютно постоянным или динамический диапазон будет задействован без нужды – вся «мощь» баса будет потеряна. Компрессия нужна для сглаживания биений громкости. Это приводит к увеличению средней громкости без увеличения пиковой. И бочка и бас должны быть обработаны компрессором. Для этого они должны быть сгруппированы и в разрыв группы должен быть вставлен компрессор. Настройка компрессора очень сильно зависит от сводимого материала, есть много статей на эту тему. Хорошее начало – компрессия 6:1 с быстрой атакой(чтобы пропустить пики бочки) и затухание порядка 150 мс. Величина подавления уровня также зависит от сводимого материала.
В зависимости от скорости трека, затухание компрессора может привести к эффекту «качания» когда общий уровень громкости трека качается в такт. Хочешь – оставляй этот эффект, хочешь – нет. Хочешь качева – будь осторожен, а то испортишь звук. Тип компрессора влияет на низы – так что используй мудро! Можешь использовать абсолютно «прозрачный», а можешь выбрать пожёстче, для более заметного и агрессивного баса. Заметь, что если слишком перекомпрессить, в местах где бочка и бас совпадают, бочка станет тише.
И так, громкость и компрессию установили. Уже видно, что басовый микс звучит намного более энгергично, чем в начале. Теперь сложнее.
ЭКВАЛАЙЗИМ БАС
Раньше эквалайзер использовался для создания звуков. Сейчас он используется больше для технических нужд – для придания «лоска» басс – миксу.
Пара слов прежде чем начнём. Если не получается тяжёлого баса – не пытайся вздуть низы – получишь грязный микс. Помни – если срезаешь одну частотку – поднимаешь другую. Итак чтобы вздуть низы – срезаешь верха и поднимаешь громкость до первоначальной отметки. EQ убирает частотки при сведении намного лучше чем вздувает(особенно в цифре).
Чтобы получить плотный микс будь очень аккуратен с эквалайзерами. Предупреждаю – это займёт время, особенно в начале. Если тебе надо уделить пару часов только для эквализации баса – делай. Результат будет стоить того.
Каждая бочка и бас, которые ты будешь месить будут разными, поэтому нельзя использовать одну «волшебную» настройку. Только если одни и те же звуки... Рекомендую сесть и послушать низы у действительно хорошо сведённых вещей. Что наблюдаем? Бас и бочка не пересекаются, звучат «плотно» и не раздувают микс. Они «сидят».
Сейчас будем заставлять бас звучать примерно так же. Вот где понадобятся хорошие мониторы. Без них реально запаришься.
ВРУБАЙ НА ПОЛНУЮ!
Да-да, на полную! Если пользуешь мониторы ближнего поля – сиди на 1-1.5 метра от них. Громкость должна быть такой, чтобы реально «окунуться» внутрь звука. Не выкручивай громкость до такой степени, чтобы в ушах болело, звенело или гудело – иначе не сможешь правильно слышать а то и повредишь слуховой агрегат. Не пробуй месить бас по-тихому – не думай что если на тихой громкости всё звучит – то и громко будет звучать. Хрена! Тяжёлая музыка играется в клубах и громко а не шепчет из бумбоксов на романтическом ужине при свечах.
Небольшое отступление. Гармоники.
Все звуки состоят из комбинаций синусоид. Хочешь математики – смотри в инете «Анализ Фурье». В каждом звуке есть базовый тон плюс гармоники. Гармоники – это просто производные базового тона, типа: вторая гармника это синусоидная волна с высотой тона в 2 раза больше базовой.
Внимательно слушай бас. Если по сравнению в бочкой он звучит слишком легко, срежь верха(или пользуй низкочастотный фильтр в сэмплере) чтобы убрать высокие частоты и таким образом поднять бас. Частота среза сильно зависит от того как звучит сам бас. Если это почти «чистый» бас, режь всё выше 500-700 Гц. Если атака «лязгает» и ты захочешь оставить этот «лязг», режь всё выше приблизительно 1-2 кГц. Всё зависит от используемого саунда.
После каждой подстройки EQ проверяй громкоть баса чтобы быть уверенным что он на прежнем уровне. Если уровень изменился, в зависимости от него меняй громкость.
Сразу будет видно, что чем больше бас подвергается эквализации, тем больше его звук разнится с тем, с которым ты начинал. Это нормально, не парься. Просто ты привык к его неизменному звуку. Не впадай в заблуждение, что дескать «ты не можешь применять эквалайзер потому что он делает бас «не таким». Так он и должен звучать чтобы подходить к бочке.
ЭКВАЛАЙЗИМ БАС – ПРОДОЛЖЕНИЕ
Очень внимательно слушай весь низкочастотный спектр. Может в звуке присутствует какое-то жужжание или может нота какая-то непонятная... Если так, то это посторонняя гармноика – то есть ненужная. Все что она делает – занимает очень нужный нам динамический диапазон и раздувает микс. Ещё раз послушай – поймёшь что из-за неё микс звучит слишком жирно, накладывается на бочку. Обычно виноваты частоты 100-115 Гц.
Частоты должны быть изолированы и убираются пока микс не станет чётче. Лучший эквалайзер в этом случае – параметрический, так как будем убивать диапазон частот. А графический пользуем на коротком промежутке, однако результат получится не таким чётким. Теперь слушай в других местах, ищи гармоники которые звенят или свистят – они могут быть в любом месте частотного спектра. Можешь оставить одну-две если они в унисон с басом (а-ля Клабхедс) но будь осторожен с тем что оставляешь. Оставишь не то – особенно что–нибудь на 200 Гц – гармоники начнут засирать нижнюю середину. И так несколько раз: находишь «ненужные» гармоники, изолируешь их полосовым или параметрическим эквалайзером и давишь, пока они не перестанут звенеть.
Ну всё. Бас выправили. Ну, правда, не совсем. Обрати внимание на самый низ. Если его много, это может путёво звучать на твоих пукалках, а на больших системах всё будет зашкаливать, а то и динамики сожжёшь. Очень полезно проверить через наушники. На некоторое время вруби уши на полную и послушай бочку – что-то будет чуть-чуть дребезжать. Теперь слушай бас. Если на той же громкости наушники дребезжат тоже чуть-чуть, значит с низами всё нормально. А вот если дребезг усиливается – значит с низами перебор. Ещё один тест – посмотри как ходят диффузоры в колонках на бочке и на басе. Если ход большой, значит опять же с низами перебор. Если у тебя большие колонки или есть сабвуфер, ты, наверное, будешь смеяться. Бля буду соседи тебя любят!! На 2-3 Дб убери частоты в районе 49 Гц – если слишком уж много басов.
Ну, почти всё. Теперь неплохо бы добавить тарелочек, приблизительно выставить уровень и послушать на предмет лишних гармоник между басом и хетом. Если есть – опять параметрический эквалайзер, цепляй эти частоты и дави. Всё. Бас в порядке.
Теперь опять слушай бочку с басом. Больше внимания на бочку. Обычно эквалайзить бочку не надо, но иногда возникают чётные гармоники, которые «позвякивают» в верху бочки и баса. Если их слишком много, дави параметрическим.
Настройки эквалайзера:
Бас
Lo Shelf @ 49Hz 2.5db cut
Parametric @ 112Hz 10.4db cut Q on max
Parametric @ 279 Hz 2.5db cut Q on max
Hi Cut at 1500Hz
Бочка
Нет
Настройки компрессора:
Ratio 7:1
Attack 10ms
Release 142 ms
Threshold -28db
Примени эти настройки эквалайзера один раз к начальному отрезку и ты сможешь услышать «звенящую» гармонику на басе.
Помни: ты будешь эквалайзить бочку и бас раздельно.
Ну всё. Сделано. Теперь у трека плотный и качающий низ, который покатит на любой системе. Осталось обработать всего 50 остальных звуков.