Статьи о музыке

RSS 2.0
Главная » Статьи » Мои статьи

Компрессия для начинающих
Компрессия для начинающих
Много всего понаписано про компрессию. Но порой все эти статьи бывают, трудны новичкам в освоении. Лучше объяснить компрессию, чем это сделал sfninjalogic очень сложно, но попробуем.

Компрессия походит на езду в машине вместе с мамой и включенным радио.

У вашей мамы есть определённый порог (threshold) и когда громкость радио его превышает, ваша мама делает радио тише. Вот и вся компрессия :)

Компрессор (compressor) - это большой автоматизированный регулятор громкости.

Итак, вот вы едете с мамой в машине, громкость радио превысила мамин порог, мама протягивает руку к регулятору громкости. Параметр Время атаки (Attack) на компрессорах можно сравнить со временем, затраченным вашей мамой на то, чтобы понизить громкость магнитолы.

Если мама медленно понижает громкость радио - это медленная атака (slow).
Если быстро - это быстрая атака (fast) :)

Проще говоря атака, это сколько времени compressor потратит на то, чтобы включиться.

Представим на минутку, что ваш компрессор настроен на уровень порога -10db. Как только громкость превышает -10db включается компрессор.

Вернёмся обратно к машине. Итак, мама - наш compressor.

У неё есть threshold, музыка начинает слишком громко играть, мама протягивает руку к регулятору громкости, время затраченное мамой на то, чтобы протянуть руку к регулятору громкости - attack. Время потраченное мамой, чтобы вернуть регулятор громкости в прежнее приемлемое положение - release (затухание).

Насколько сильно мама убавит громкость - это ratio (глубина компрессий).

Обычно положения ratio обозначаются вот так - 2:1, 4:1, 10:1 и т.д.
Если ratio стоит в положений 2:1 (половина), то каждый децибел (db) который превысит threshold будет делиться на половину. Если ratio в положений 10:1, то каждый децибел будет делиться на 1/10. И так далее.

Когда ratio стоит в высоких положениях вроде 30:1 или допустим 100:1, то наш компрессор превращается в устройство, которое называется Brickwall Limiter.

Limiter - по сути, тоже самое, что и компрессор, но громкость в лимитере не поднимается выше порога.

Подведём итоги:
threshold - устанавливает значение, при котором начинает работать компрессор.
ratio - насколько громкость понизиться после превышения порога.
attack - время включения компрессора.
release - время необходимое для того, чтобы вернуть громкость в прежнее положение.


НО у компрессора есть ещё одно значение - Makeup Gain или часто просто Gain (Восстановитель сигнала). Тут уже мама не причем :)

Поскольку при компрессии громкость понижается, с помощью Gain её можно восстановить до прежнего уровня. А можно пойти ещё дальше и добавить определённый "колбас" инструменту. Это может быть полезно в танцевальных стилях. Только прошу, без фанатизма.

Это - то, как работает compressor.

Но зачем он вообще нужен?

Говоря человеческим языком, с помощью компрессии мы можем повысить слышимость инструмента, или всего микса в целом, не повышая при этом уровень громкости.

Компрессия звука
Недавно, прослушивая очередной трек в программе Reason, я обратил внимание на настройку компрессора на инструменты. Этой программой я пользуюсь довольно давно, но уже «сижу в кубе». Меня удивило, что на бас бочку был задан порог срабатывания 5 децибел с компрессией 1:2, атакой 1 миллисекунда и затуханием 200 миллисекунд (НА БАСС БОЧКУ!!!). Вы что-нибудь поняли из этого? Если нет, то вам следует читать эту статью. Советую так же почитать ее и более продвинутым пользователям.

Итак, что же такое компрессия? По этому вопросу написано уже достаточно литературы и статей. Нам же нужно самое важное и как можно более простым языком. Ранее на студиях звукозаписи «роль компрессора» выполняли звукооператоры или звукоинженеры (это не важно, важно то, что это были обычные люди). Представьте себе партию бас гитары. В идеале сыгранная она представляет собой довольно ровную динамическую (приблизительно одной громкости) картину. Но иногда получается, что звук на некоторых ладах звучит более громко, а на других тише. В таких случаях звукорежиссер держал ползунок громкости на микшере и при тихих моментах он повышал уровень, при громких – понижал. Тем самым он выравнивал динамический диапазон. Но ведь это был обычный человек и реакция у него так же человеческая, то есть в момент повышения громкости он реагировал не сразу, а после определенного времени. Дальше, когда звук становился тише, звукооператору нужно было время чтобы сориентироваться и прибавить уровень. Это пример работы «человеческой» компрессии, но без цифр. После этого краткого описания можно сформулировать следующие термины:
Атака (attack) – время, до начала понижения уровня (компрессии);
Спад (release) – время для возращения исходной громкости;
Компрессия (ratio) – относительная величина на которую передвинул ползунок громкости звукоинженер (на сколько она относительна рассмотрим чуть ниже);
Порог срабатывания (threshold) – уровень звука, после которого звукоинженер выравнивал громкость сигнала.
Входной сигнал (in) – сигнал который слышит звукоинженер;
Выходной сигнал (out)– сигнал, который слышим мы с вами :).
Естественно то что звукоинженер уставал и на смену ему:) пришли приборы под названием компрессоры. Принцип работы у компрессоров был тот же. Но было намного больше преимуществ. Главный из них – это то что можно конкретно задавать значения параметров, что немаловажно для получения требуемого результата. Теперь посмотрим принцип работы компрессора в «цифре».


Рисунок 1

На рисунке изображен компрессор компании Sony. Принцип его работы можно изобразить графически.


Рисунок 2

Данный график показывает зависимость выходного уровня сигнала в зависимости от компрессии и входного уровня. По оси х – сигнал на входе по оси у – на выходе. Так что же тут происходит, судя по графику? Давайте разберемся вместе. Серая линия, наклонена под углом 45 градусов – это есть линия уровня сигнала (или компрессии). Доходя до порога срабатывания, она надламывается и идет несколько ниже (не обращайте внимание на пунктирную линию). Как видно из графика показано 3 варианта пути данной ломаной линии. Для самого первого варианта показана «компрессия 2:1». Теперь давай посмотрим на продолжение серой линии пунктиром – это компрессия 1:1. Значит, при увеличении компрессии происходит понижение выходного уровня до конкретного значения. Это значение можно с легкость посчитать как: out=threshold+(in- threshold)*ratio. Например какой выходной уровень будет на компрессоре при threshold=-18 дб, in=0 дб, ratio = 1:3. out=-18+(0-18)*1/3=-12 дб. Получили, что называется, результат в цифре – это уже хорошо. Давайте обратим внимание на горизонтальную ломаную линию. Это линия компрессии с ratio равной 1:бесконечность. В этом случае сигнал не будет выше по уровню порога срабатывания, а, следовательно, получаем ограничение или лимитирование сигнала.

Сделаем небольшую рецензию.
1. Компрессия это процесс выравнивания динамического диапазона;
2. Компрессия характеризуется величинами threshold и ratio;
3. Компрессор срабатывает после превышения порога срабатывания threshold;
4. При компрессии 1:1 компрессор пропускает звук без изменений, при 1:бесконечность получаем лимитирование (в литературе приводится факт, что при компрессии 1:15 уже получается лимитирование сигнала).

Теперь необходимо разобраться с параметрами атаки (attack) и спада (release).

Данные характеристики уже зависят напрямую от типа звукового материала и ваших ушей. Рассмотрим типичный пример – бас бочка


Рисунок 3. Бас бочка без обработки компрессией

При применении настроек (рисунок 4) бочка стала плотнее (рисунок 5).

Рисунок 4. Настройка компрессора для бас бочки


Рисунок 5. Бас бочка после обработки компрессией

Обратите внимание: компрессия начала активно срабатывать при превышении порога с самого начала. Причем сигнал уменьшился по громкости.

Далее можно применить немного другой компрессор Graphic Compressor от производителя Sony. Но там есть еще один параметр – выходная громкость. Теперь тут нужен расчет. На слух тут мало что сделаешь. Из формулы out=threshold+(in- threshold)*ratio = -18+(0+18)/4=-13 дб. Но так же следует учесть звук, который идет перед атакой, то есть приблизительно -4 дб. Теперь для того чтобы не было перегрузки необходимо выбрать одно из значений и компенсировать выходной сигнал до уровня 0 дб. А выбирается значение, которое меньше, так как если к выходному сигналу добавить 12 децибел, то звук будет искажаться в периоде перед атакой.

Рисунок 6. Настройка графического эквалайзера

После обработки звук получается более плотным, по динамике и басу выше, чем без обработки.

Рисунок 7. Полученная бас бочка после обработки графическим компрессором

Следует заметить что при динамической обработке готовых звуковых петель алгоритм несколько другой. Рассмотрим поподробнее.

Для этого создадим петлю (рисунок 8).

Рисунок 8. Звуковая петля
Далее поэкспериментируем. Настроим компрессор таким образом, чтобы он срабатывал постоянно причем с быстрой атакой и долгим спадом (рисунок 9)

Рисунок 9. настройка компрессора
В результате получили проблему – звук получился очень резкий. (рисунок 10) и грязный.

Рисунок 10
Далее при увеличении атаки до 50 мс и снижения компенсирующего уровня до 5 дб получили довольно равный и чистый звук (рисунок 11)

Рисунок 11
На первый взгляд ничего не произошло, но если присмотреться, появился небольшой щелчок у бочки в начале, стали более выделенные хай хеты.

При пред мастеринге обычно используют многополосные компрессоры. Преимущества их в том, что весь спектр частот трека разбивается на полосы (зоны), которые в дальнейшем компрессируются отдельно. Особых рекомендаций по многополосной компрессий нет, так как характер звучания трека выбирается самим автором этого трека.

Как всегда после статьи несколько советов:

1. Не используйте компрессор на все дорожки подряд, а используйте только на те, которые динамически неровные
2. Эквализацию лучше всего ставить перед компрессией
3. Не использовать компрессор как максимайзер, для этих целей лучше подходят L3 от Waves
4. Не используйте нулевые атаки – проще понизить уровень сигнала
5. При обработке партии бас бочки спад компрессора лучше ставить порядка 50 мс, при этом компрессор отработает до начала следующего удара.

Успехов вам в творчестве.

Ликбез по компрессии
Думаю, не будет преувеличением сказать, что компрессор – это классика обработки звука. Компрессоры самых различных моделей используются в таких сферах, как звукозапись и концертное звукоусиление. Итак, разберемся с понятиями.

Компрессор относится к динамическим процессорам. Эти процессоры предназначены для изменения динамического диапазона сигнала. Динамическим диапазоном называется разница в децибелах между самым тихим и самым громким звуком, воспроизводимым системой. Чем шире динамический диапазон, тем больше разница между тихими и громкими звуками.

Задача компрессора состоит в сужении динамического диапазона обрабатываемого им звукового сигнала. Компрессор делает более тихими громкие ноты и повышает громкость тихих нот, тем самым уменьшая разницу между их уровнями.

Перед компрессорами стоят следующие задачи:
устранение всплесков громкости, которые могут внести существенные искажения в цифровой звук;
исправление ошибок певца (перепадов громкости пения), которые возникают из-за неумения некоторых певцов держать микрофон все время на одном расстоянии ото рта;
повышение общего уровня записи при сведении;

Рис.1. Компрессор
Рассмотрим регулируемые параметры компрессоров
Порог (Threshold). Определяет уровень, при достижении которого компрессор начнет обрабатывать сигнал. Этот параметр задается в децибелах ниже пикового значения. То есть значение порога -4 дБ обозначает, что компрессор будет обрабатывать сигнал, если уровень этого сигнала на 4 дБ меньше откалиброванного значения, составляющего 0 дБ. В цифровых системах 0 дБ – это самый высокий уровень сигнала.
Отношение (Ratio). Этот параметр определяет, как компрессор воздействует на сигнал. Например, отношение 2:1 означает, что если сигнал превысит порог, то уровень этого сигнала должен быть уменьшен вдвое. Если уровень сигнала превосходит заданный на 1 дБ, то после компрессии, он будет превышать порог только на 0,5 дБ.
Атака (Attack). Значение этого параметра определяет, как быстро компрессор начнет обрабатывать сигнал. Значение задается в миллисекундах, и чем резче атака инструмента, тем оно должно быть меньше.
Затухание (Release). Этот параметр задает длительность обработки сигнала после его начала. Как и атака, затухание задается в миллисекундах. При борьбе с всплесками обычно устанавливается малое значение, так как всплески происходят преимущественно в начале ноты.
Усиление (Gain). При помощи этого параметра задают уровень сигнала на выходе компрессора. Значение задается в децибелах. Так как компрессор, как правило, уменьшает общий уровень сигнала, то с помощью этого параметра можно восстановить его до прежнего.
Жесткая или мягкая компрессия (Hard knee, soft knee). Большинство компрессоров позволяет выбирать режим обработки нот, превышающих установленный уровень порога. При жестком режиме превышающая уровень нота сжимается в постоянном отношении, которое задано соответствующим параметром (Ratio). Например, если для параметра Ratio установлено значение 4:1, то интенсивность любой ноты, превысившей порог, будет уменьшена в 4 раза. Жесткий режим применяется при записи таких инструментов, как барабан, когда нужно немедленно обработать любой всплеск. Напротив, мягкий режим подразумевает сжатие с переменным коэффициентом, значение которого зависит от того, насколько нота превысила установленный порог. Компрессор постепенно увеличивает значение коэффициента сжатия по мере того, как громкость ноты возрастает. Такой режим используется при записи инструментов с медленной атакой, особенно при записи вокала.

У некоторых двухканальных компрессоров есть функция Link, которая позволяет "связать" два разных канала и обрабатывать их с одним набором параметров. Это гарантирует то, что если на вход компрессора подавать два сигнала с одинаковыми характеристиками, то и на выходе получатся два идентичных сигнала. Почти всегда при обработке стереосигнала приходится пользоваться этой функцией.

Рис.2. Компрессор
Теперь немного о многополосных компрессорах
В этих компрессорах можно задавать полосу частот, в которой нужно выполнить компрессию. Большинство многополосных компрессоров имеет 3 или 4 такие полосы. В некоторых компрессорах можно задавать значение этих частотных полос. Как правило, многополосные компрессоры применяются на этапе сведения, но иногда ими удобно пользоваться и при работе с отдельными дорожками. Главное преимущество таких компрессоров состоит в том, что с их помощью можно выполнять выборочную компрессию, то есть сжимать динамический диапазон на определенной частоте, не меняя при этом остальную запись. Это оказывается особенно полезным, если какой-то инструмент выпадает из общего уровня и портит общую запись. Например, если бас-гитара создает искажения или играет слишком громко, можно отрегулировать ее уровень, не влияя при этом на инструменты высокого диапазона.

Вот, пожалуй, и все. Надеюсь, данный материал принёс вам пользу. Одно лишь замечание: помните, хорошая компрессия – это умеренная компрессия. Удачи вам в творческих экспериментах!

Обзор компрессоров
Средства обработки звука, а именно эффекты, не менее разнообразны чем, к примеру, синтезаторы. На радость музыкантам производители создали массу различных плагинов для обработки и мастеринга, способных удовлетворить потребности любого пользователя. Итак, в этой статье я хочу представить вам на рассмотрение несколько компрессоров.

Wave Arts MultiDynamics 5
MultiDynamics 5 – это отличный универсальный компрессор, подходящий как для поднятия динамики, так и для удаления шумов.

Он имеет при себе эквалайзер, динамический контроль и компрессор, обеспечивающий независимое сжатие до 6 отдельных частотных полос. Красные горизонтальные линии в окне компрессора показывают уровень сжатия, а вертикальная линия здесь участвует в роли уровня частот от 20 Гц до 20 Кгц. Это очень удобная возможность, с помощью которой можно, например, добавить объёма ударникам и в тоже время уменьшить шум, призвуки и искажения. Встроенный эквалайзер в плагине лишь помогает достичь этой цели. Разберёмся с работой эквалайзера. Здесь он необычен и имеет вид двух гнущихся линий – зелёной и синей. Зелёная линия отвечает за настройку высокого спектра частот, а синяя линия за низкие частоты. Регулировка спектра эквалайзера производится в соответствии с установленными частотными полосами. Дабы избежать перегрузок в обработке звука производители этого плагина внесли удобные функции – аудиометр и динамический контроль, позволяющие следить за уровнем выходного звука и настраивать его объём и динамику. В плагине имеются некоторые кнопки управления частотных полос. Кнопкой Add мы можем добавить полосу, в количестве от одной до шести, а с помощью Delete удаляется полосы. Далее кнопкой Bypass выключаются вся обработка звука, сделанная в данном плагине. Выделив частотную полосу, мы сможем воспользоваться кнопками Solo и Mute, означающие включение и выключение звучания выбранной частоты соответственно. MultiDynamics 5 - несомненно, самый мощный инструмент в руках, как начинающего, так и профессионала, добивающихся максимальной отдачи от компрессора, который в данном случае заменит ряд других плагинов для обработки звука. В составе этого пакета имеются несколько наглядных пресетов, демонстрирующие его возможности и универсальность.

IK Multimedia T-Racks Compressor
Пакет плагинов T-Racks уже давно зарекомендовал себя как неплохой и удобный в настройке инструмент для мастеринга. Частью этого пакета является модуль компрессора, который мы и будем рассматривать. Он хорошо подходит для премастеринга отдельных сэмплов и инструментов, а также для мастеринга. Не зря говорят, что T-Racks даёт тёплый звук аналогового лампового компрессора. В этом можно убедиться просто, применив его в работе.

В плагине есть стандартные для компрессора ручки – Release Time, Attack Time и Ratio. Если требуется возвратить настройки компрессора в изначальное положение, нажмём кнопку Reset.
Отличительной особенностью от других компрессоров является наличие функции stereo enhancer, позволяющей немного расширить стереопанораму. Наиболее эффективно это работает на падах и живых инструментах. Также с помощью T-Racks легко поднять громкость звука и уровнять её между несколькими инструментами. Для удобства применения плагина и его наглядности имеются несколько пресетов, входящие в его состав.
Fish Fillets
Интересный набор плагинов, состоящий из компрессора, экспандера/шумоподавителя, и деессора. Каждый из них по-своему оригинален и, конечно же, применим в премастеринге. Здесь мы рассмотрим только плагин Blockfish.

Blockfish – это необычный и простой канальный компрессор, включающий в себя две главные ручки – Compression и Saturation. Первая, из которых компрессирует слабый сигнал, а вторая добавляет насыщенность. Переключателем vca/opto мы можем выбрать тип компрессора. Тип vca более подходит для обработки живых барабанов, перкуссий и гитар, а opto для корректировки голоса. С помощью response настраивается величина атаки и релиза. Если нам будет необходимо выключить обработку Blockfish, нажимаем bypass, а для включения стерео режима жмём кнопку stereo.
Итог
Итак, сравним все вышеперечисленные компрессоры. MultiDynamics 5 - более универсален и примененим для улучшения и придания яркости ударникам, хотя для мастеринга больше подходят менее требовательные к ресурсам компьютера плагины T-Racks и Blockfish.
Надеюсь, описание этих плагинов дало вам понятие о выборе и применение их в обработке звука. Это далеко не все те инструменты, которые я бы хотел представить вам, но из вышеперечисленных вполне можно выбрать полезный и удобный для себя плагин. На мой взгляд, их можно и нужно использовать в связке. К примеру, у кого-то один компрессор может больше подойдёт для обработки вокала, а у кого-то для поднятия динамики ударных инструментов.
Категория: Мои статьи | Добавил: VIP (01.07.2008)
Просмотров: 14206 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]